Инвазивные осы на Гавайях — источник заразы

Пчёлы. Какие только опасности не подстерегают их!

Недавнее исследование, отчёт о котором опубликован в журнале Scientific Reports, выявило вирус, поражающий инвазивный для Гавайев вид осы (Пенсильванская оса, лат. Vespula pensylvanica). Вирус назван в честь одного из островов Гавайского архипелага — Moku. Учёные предупреждают, что распространение подобных вирусов, особенно вместе с инвазивными видами животных, представляет угрозу для здоровья опылителей во всём мире.

В частности, под угрозой медоносные пчёлы, благополучие которых жизненно важно для сохранения стабильности множества экологических систем, а также хозяйственной деятельности человека. Но на пчёл обрушиваются всё новые и новые напасти — кроме вируса Moku им угрожает, например, вирус деформации крыла (ВДК).

Вирус Moku, как и ВДК, принадлежит к семейству одноцепочечных РНК-вирусов, его геном — 10056 нуклеотидов. Наиболее близок к вирусу медленного паралича пчёл. Вирус Moku выделен из образцов тканей как ос Vespula pensylvanica, так и их паразита — клеща Варроа.

Вместе с Варроа распространяется немало вирусов, поражающих пчёл. Так, например, вирус деформации крыла. Он поражает куколок и взрослых медоносных и восковых (среднеиндийских) пчёл, вызывая, как ясно из названия, патологию крыльев. Вирус впервые выделен в 1983 г. из образцов погибших в Японии пчёл. В 1985 г. вирус был выделен из погибших пчёл некоторых поражённых варроа пасек на территории СССР: в РСФСР, в Армении, Молдавии, Таджикистане и Туркмении. Первоначально возбудитель был определён как египетский вирус, и вызываемая им болезнь называлась египтовирозом. Однако в 1988 г. доктор Б. Болл (B. V. Ball) из Англии сообщила о подобии выделенных штаммов с изолятом вируса вирусу деформации крыла из Японии.
Vespula pensylvanica
Хищная оса Vespula pensylvanica — беда Гавайев.

Пурнима Пачори (Purnima Pachori) из Института Эрлхам (Earlham Institute) проводила работу по отделению генетического материала вируса от генома его носителей. Руководил исследованием Гидеон Мордекай (Gideon Mordecai) из Ассоциации морской биологии (Marine Biological Association of the United Kingdom, MBA) в Плимуте.

«Это замечательно, что наши знания вычислительной биологии может способствовать определению нового вируса, который может стать угрозой для здоровья опылителей во всём мире», — заметила Пурнима Пачори.

В статье об исследовании подчёркивается важность мониторинга инвазивных видов на наличие широкого спектра вирусов, а также их способность к передаче этих возбудителей болезней другим видам. Доктор Деклан Шрёдер (Declan Schroeder), руководитель группы вирусной экологии MBA объясняет:

«Истинное значение этого открытия заключается в понимании возможных последствий нового биологического вторжения. Мы можем увидеть, как история повторяется. Это похоже на завоевание испанцами инков и ацтеков в шестнадцатом и семнадцатом веках, тогда были вирусы оспы и кори, нанёсшие огромный урон густонаселённым странам. Сейчас мы наблюдаем, как инвазивные осы приносят новый вирус медоносным пчёлам».