Грубые, но чувствительные рыла тираннозаврид

Реконструкция внешних покровов рыла <i>Daspletosaurus horneri</i>.
Реконструкция внешних покровов рыла Daspletosaurus horneri.

Команда исследователей, в числе которых профессор университета Нью-Мексико (University of New Mexico, UNM) Джейсон Р. Мур (Jason R. Moore), описала новый вид динозавра — Daspletosaurus horneri. Это родственник тираннозавра — возможно, самого популярного из вымерших существ. Анализ лицевых костей нового вида улучшает понимание того, как выглядели поздние меловые тираннозавриды — их рыла были покрыты чешуёй с высокой степенью тактильной чувствительности, подобной той, что есть у современных крокодилов.

«У тираннозавров были крайне маленькие передние лапы, — говорит Мур. — Они не могли взаимодействовать с окружающей средой с помощью передних лап, как это делают млекопитающие — добывать пищу, строить гнезда, ухаживать за кладкой и выводком. Для того чтобы заниматься этими необходимыми дела, им приходилось использовать ноги или голову. Анализ останков показывает, что у динозавра была развита чувствительность лицевых покровов, это похоже на чувствительность наших кончиков пальцев. Это позволяет предполагать, что динозавр мог использовать своё рыло во всех этих сложных экологических взаимодействиях, подобно тому, как крокодилы делают это сегодня».

Находка нового вида сделана в ходе работы международной группы учёных, палеонтологов США, Канады и Австралии по изучению окаменелостей в штате Монтана. Материалы исследований опубликованы в журнале Scientific Reports.

Имя D. horneri дано животному в честь известного палеонтолога Джона (Джека) Хорнера, одного из крупнейших специалистов по динозаврам в США и мире.

Отложения в штате Монтана, где сохранились и останки нового тираннозавра, имеют большое значение для изучения эволюции динозавров.

«Монтана — горный штат, тут есть много обнажений, содержащих останки динозавров, — замечает Мур. — Окаменелости обнаруживаются в древних речных руслах и поймах. Если вы знаете, что и где искать, они широко распространены».

Исследования возглавил Томас Карр (Thomas Carr) из колледжа Карфагена (Carthage College), штат Висконсин, специалист по эволюции тираннозавра и его ближайших родственников, которых в совокупности и называют тираннозавридами.

«Daspletosaurus horneri был самым последним представителем своего рода, он жил после его ближайшего родственника, D. torosus, который был найден в провинции Альберта, Канада, — говорит Карр. — Географическая близость этих видов и их последовательное появление говорит о том, что они представляют собой единую линию, D. torosus развился в D. horneri».

Daspletosaurus horneri
Череп Daspletosaurus horneri.

Мур продолжил:

«Одна из трудностей в определении эволюционной связи — нужно было установить, что данные виды не совпадают во времени. Датировки, которые мы получили, подтверждают временное разделение между D. torosus и D. horneri».

Эволюция динозавров проходила сравнительно медленно — виды разделяет около 2,3 миллиона лет.

Кроме того, что семейство тираннозаврид получило ещё один вид, исследование открывает подробности анатомии данной группы животных, в частности, устройства их рыла. Опровергается предположение о том, что зубы тираннозавров были защищены губами.

Реконструкция внешних покровов рыла динозавра делается методами сравнительной анатомии. Задействованы знания об анатомии современных птиц, крокодилов и млекопитающих, а также палеонтологические данные. Рыло D. horneri было покрыто крупными плоскими чешуйками, большие участки защищались толстой кожей.

«Получается, что тираннозавриды идентичны крокодилам в устройстве их рыла. Оно было покрыто грубой кожей, за исключением узкой полосы из гладкой кости вдоль зубного ряда, — поясняет Карр.  — Мы не нашли никаких доказательств наличия губ у тираннозаврид: грубая кожа, покрытая чешуёй, покрывает рыло почти до зубного ряда, не оставляя места для губ».

Исследователи обнаружили, что, как и у современных крокодилов, рыло и челюсти тираннозаврид пронизаны многочисленными мелкими отверстиями, позволявшими сотням пучков нервов иннервировать кожу, таким образом, её чувствительность была такая же, как у пальцев человека.