Шмели-самцы покидают родной дом без оглядки

Шмель
Шмель-самец выполняет обучающий полёт над кормушкой.

Шмели-самцы покидают родной дом, не совершая никаких усилий для того, чтобы запомнить расположение гнезда, обнаружили исследователи из Эксетерского университета (The University of Exeter) в Юго-Западной Англии.

Когда шмель-самец находит цветок, он выполняет характерный «памятный» полёт, во время которого оборачивается и смотрит на цветок, чтобы потом найти его снова. Но в начале самостоятельной жизни, в момент вылета из гнезда, поведение молодого самца, готового к самостоятельной жизни, совсем другое.

Покидающие гнездо самцы ведут себя не так, как поддерживающие жизнь гнезда рабочие особи. Задача последних — обеспечивать колонию нектаром и пыльцой, и они выполняют учебные полёты как для запоминания расположения цветов, так и гнезда.

Аспирант Эксетерского университета Тео Роберт (Theo Robert), который обнаружил разницу в поведении самцов и самок шмелей, рассказывает:

«Из любопытства я поместил шмеля-самца на кормушку и обнаружил, что его вылет выглядел на удивление похожим на полёт рабочей особи шмеля.

Я был заинтригован этим наблюдением, и мы стали фиксировать полёты шмелей-самцов, чтобы понять, что они способны выполнять учебные полёты, но делают это только в тех местах, которые важны для них».

Старший автор работы доктор Натали Емпель де Ибарра (Natalie Hempel de Ibarra) заметила:

«Интересно разобраться, какие нейронные различия могут лежать в основе обусловленного полом поведения.

Шмели-самки обладают богатым поведенческим репертуаром, который широко изучается, в то время как поведение самцов считается более простым, оставаясь при этом менее изученным.

На самом деле, шмель-самец должен сделать больше, чем просто спариться, после того, как он покинул своё родное гнездо. Чтобы избежать близкородственного размножения, лучшим вариантом для самца шмеля становится путешествие подальше от дома, часто это целых 10 км, без возврата.

После такой миграции самцы живут поодиночке, но как группа шмели-самцы — важные опылители.

Поиск маток для спаривания — задача непростая. Ещё Дарвин заметил, что шмели-самцы передвигаются по стабильным маршрутам. Они изучают эти маршруты и поддерживают пахучие метки на пути, чтобы привлечь самок.

Есть ещё многое, что предстоит узнать об их жизни».

Материалы исследования опубликованы в Journal of Experimental Biology.