Слизевики способны учить друг друга

Physarum polycephalum, выращенный в чашке Петри
Physarum polycephalum, выращенный в чашке Петри.

Это не животное, не растение и не гриб. Слизевик Physarum polycephalum — странный ползучий каплеподобный организм, состоящий из одной гигантской клетки. Как показали биологи из Центра изучения когнитивных способностей животных (фр. Centre de Recherches sur la Cognition Animale) Университета Тулуза III (Университет Поля Сабатье, фр. Université Toulouse III — Paul Sabatier), хотя у него нет мозга, он может учиться на собственном опыте. Теперь та же команда учёных доказала, что слизевик может передать то, чему он научился, другому слизевику. Результаты нового исследования опубликованы 21 декабря 2016 года, в Proceedings of the Royal Society B.

Представьте, что вы могли бы временно слиться с кем-то, получить знания этого человека, а затем отделиться, чтобы снова стать отдельным существом. У миксомицетов это происходит на самом деле! Physarum polycephalum — это одноклеточный организм, естественная среда обитания которого — лесная подстилка. Но его также можно вырастить в лабораторной чашке Петри. Одри Дюссютур (Audrey Dussutour) и Давид Фогель (David Vogel) уже обучали миксомицетов двигаться мимо отпугивающих, но безвредных веществ (например, кофе, хинина или соли), чтобы достигнуть пищи. Теперь они показали, что слизевик, обученный игнорировать соль, может передавать эту приобретённую поведенческую реакцию другому слизевику, просто слившись с ним.

Исследователи обучили более 2000 миксомицетов, что соль не представляет угрозы. Чтобы достичь пищи, эти миксомицеты должны были пересечь мост, покрытый солью. Этот опыт сделал их обученными миксомицетами. В то же время, ещё 2000 миксомицетам пришлось пересечь мост, не покрытый каким-либо веществом. Они составляли группу необученных миксомицетов. После этого периода обучения, учёные сгруппировали миксомицетов в обученные, необученные и смешанные пары. Когда спаренные миксомицеты входили в контакт, они сливались. Новые слившиеся миксомицеты затем должны были пересечь покрытые солью мосты. К удивлению исследователей, смешанные миксомицеты перемещались так же быстро, как обученные пары, и гораздо быстрее, чем необученные, что даёт основание предполагать, что знание о безвредности соли стало общим. То же самое происходило и в случае миксомицетов, образованных из 3-х или 4-х отдельных организмов. Независимо от того, сколько их сливалось, было достаточно только 1 обученного слизевика, чтобы передать остальным информацию.

Обученные слизевики соединяются с необученным. Ложноножка, пересекающая мост, принадлежит необученному слизевику. Виден каналец, сформировавшийся в месте контакта двух слизевиков.

Чтобы убедиться, что передача информации действительно произошла, учёные через час и 3 часа после слияния разделили миксомицетов и повторили эксперимент. Только необученные слизевики, которые были соединены с обученными в течение 3 часов, игнорировали соль, всех остальных она отпугивала. Это было доказательством обучения. Осмотрев миксомицетов под микроскопом, учёные заметили, что спустя 3 часа в точке слияния сформировался каналец. Через него, несомненно, и происходил обмен информацией. Следующие задачи, стоящие перед исследователями: выяснить форму, которую принимает эта информация, и проверить, может ли передаваться одновременно более одного типа поведения. Биологов интересует, могут ли быть переданы и сохранены через слияние два варианта поведения, если, например, слизевик A научился игнорировать хинин, а слизевик B игнорировать соль.