Самцов-бисексуалов ждёт репродуктивный успех

Самец и самка австралийской водомерки.

Самцы австралийской водомерки вида Tenagogerris euphrosyne, которые участвуют в однополых сексуальных отношениях, более успешны в ситуациях недостатка самок. Таковы результаты исследования, опубликованного в журнале Animal Behavior.

Гомосексуальное поведение среди насекомых — не редкость. Но почему оно сохранилось, а не исчезло в процессе эволюции, и какой цели служит, не до конца ясно. Чтобы это выяснить, исследователи под руководством Роберта Брукса из Университета Нового Южного Уэльса провели несколько экспериментов.

В ходе первого испытания они поместили 17 самцов австралийской водомерки в условия недостатка самок и 16 — в условия избытка. Каждую водомерку держали в отдельном контейнере, куда подселили других особей так, чтобы получилось 4 самца и 2 самки (для первой группы) или 2 самца и 4 самки (для второй).

Спустя неделю водомерку перемещали в другой контейнер, и подсаживали туда двух самцов и двух самок. В условиях низкой конкуренции (3:2) водомерки, которые раньше испытывали недостаток самок, в половине случаев пытались спариваться с особями своего пола. Самцы из второй группы лучше различали особей разных полов и совершали ошибки реже — только в 20% случаев. Учёные заключили, что в ситуации недостатка самок самцы предпринимают попытки спаривания случайным образом.

В ходе второго эксперимента учёные измерили частоту гомосексуального поведения у 90 самцов, а затем оценили успех спаривания этих особей в условиях жёсткой конкуренции. Почти половина изученных особей проявляла гомосексуальное поведение. Эти самцы оказались более успешными в спаривании в условиях недостатка самок.

Секрет успеха, по мнению учёных, — в гибкой стратегии спаривания. Самцы, которые проявляли гомосексуальное поведение, в условиях конкуренции предпринимали попытки спаривания со всеми особями, не тратя время на то, чтобы определить их пол.

В условиях жёсткой конкуренции, когда главное — как можно быстрее добраться до самки, такая стратегия оказывается более выгодной.