Первый пилотируемый космический корабль SpaceX доставил экипаж на МКС

Пристыковка корабля SpaceX Crew Dragon. Вид с МКС. <i>NASA TV</i>.
Пристыковка корабля SpaceX Crew Dragon. Вид с МКС. NASA TV.

30 мая 2020 года первый коммерческий пилотируемый корабль SpaceX Crew Dragon после отложенного на три дня старта наконец вышел на орбиту. 31 мая около 17 часов московского времени он пристыковался к Международной космической станции, доставив туда двух астронавтов.

Эта миссия SpaceX Crew Dragon — первый запуск американского пилотируемого корабля с 2011 года после приостановки программы многоразовых космических челноков («Шаттлов»). Заменой челнокам стала программа Коммерческих пилотируемых полётов, в которой приняла участие компания SpaceX Илона Маска.

Crew Dragon — многоразовый орбитальный пилотируемый корабль, разработанный SpaceX. Он является дальнейшим развитием грузовой серии кораблей Dragon, адаптированной под управляемые полёты. Подробнее про характеристики космического корабля, а также про особенности этой миссии можно прочитать в этой заметке (перепечатка с портала Apha Centauri). Сначала запуск Crew Dragon планировался 27 мая и был отложен из-за плохой погоды. Речь шла не только о неблагоприятных метеоусловиях на месте старта, но и в некоторых других районах Земли вдоль трассы полёта корабля, куда он должен был приводниться в случае каких-либо непредвиденных ситуаций.

Demo 2 launch
Запуск Demo-2. SpaceX на Flickr.

30 мая в 22:22 UTC состоялся старт Falcon 9 со стартовой площадки 39А космического центра Кеннеди. Первый частный коммерческий пилотируемый корабль SpaceX успешно вышел на орбиту. На борту корабля — астронавты NASA Даг Хёрли и Боб Бенкен. Через некоторое время первая ступень Falcon 9 успешно села на плавучую платформу в океане.

Между запуском корабля и его стыковкой с модулем «Гармония» МКС на высоте 400 километров прошло 19 часов. Стандартный срок подлёта на российских «Союзах» составлял всего 6 часов. Однако в данном случае такая задержка в три раза была запланирована: это был первый пилотируемый рейс Crew Dragon, и в полёте предполагалась эксплуатационная проверка всех систем корабля. Наконец после несколькочасовых манёвров корабля экипаж Crew Dragon присоединился к коллегам на МКС. На станции теперь три американских и два российских астронавта.

4-х часовой видеострим NASA о пристыковке Crew Dragon к МКС.

Как долго Бенкен и Хёрли будут оставаться на орбите, ещё не решено. Это может быть срок от одного до четырёх месяцев. После возвращения корабля и завершения сертификации Crew Dragon будет заниматься регулярной доставкой астронавтов на МКС. Пока что первый «регулярный» рейс, Crew-1, планируется на осень.

Crew Dragon meets 63-rd ISS Expedition
Члены экипажа Demo-2 Роберт Бенкен и Дуглас Хёрли встречаются с экипажем 63-й экспедиции МКС. Nasa TV.