Комплекс для поиска падающих на землю фрагментов ракет

+7 926 604 54 63 address
Старт РН Ангара
Первый старт РН «Ангара» тяжёлого класса запланирован на декабрь этого года. «Ангара» лёгкого класса была успешно испытана 9 июля 2014 года. По информации источника в руководстве «Хруничева», стоимость создания всего комплекса эксплуатации районов падения частей «Ангары» не превысила 160 млн рублей.

Минобороны РФ в этом году начнёт эксплуатацию новейшего комплекса обнаружения падающих на землю фрагментов ракет. Комплекс был создан в ГКНПЦ имени Хруничева для обслуживания районов падения частей ракеты-носителя «Ангара».

По словам источника в штабе Войск воздушно-космической обороны, рассматривается возможность использования нового комплекса на камчатском ракетном полигоне Кура при испытаниях и учебных пусках баллистических ракет.

Комплекс создавался, чтобы обнаруживать упавшие фрагменты ракет в режиме реального времени. Выделенные под поля падения районы в Республике Коми и Томской области — это в основном леса, причём в Коми район падения на 40 км углубляется в национальный парк «Югыд ва».

Падающий на землю раскалённый двигатель первой ступени с остатками высокооктанового керосина с большой вероятностью может привести к лесному пожару, поэтому перед разработчиками ставилась задача обнаруживать обломки «Ангары» сразу после их приземления, чтобы немедленно дать целеуказания службам оперативного реагирования.

«Задачу решили за счёт объединения двух оригинальных систем, — рассказал один из разработчиков комплекса. — Первая — это система инфразвуковой локации, а вторая — беспилотного авиационного комплекса. В районе падения устанавливаются станции, каждая из которых состоит из трёх модулей с инфразвуковыми микрофонами. Расстояние между модулями — 3—4 км. Аккумуляторы позволят модулям работать без обслуживания до трёх лет — для их сохранности мы их замаскировали, внешне они выглядят как пни, с двадцати метров не отличишь от настоящего».

Падающие части ракет летят на землю со сверхзвуковой скоростью, и образуемая звуковая волна распространяется на значительные расстояния. Станция сможет улавливать эти волны и определять место падения фрагмента по разнице во времени, с которой звуковая волна регистрируется модулями. Работая автономно, модули одной станции связываются между собой по радиоканалу, определяют траекторию и место падения фрагмента, после чего один из модулей станции передаёт информацию на беспилотный аппарат «Орлан». Для наибольшей точности определения координат упавших частей ракеты в районах падения планируется установить от трёх до пяти станций, расстояние между ними будет порядка 80—100 км.

«Такая система позволяет одновременно отслеживать до 100 фрагментов, хотя обычно нужно «поймать» четыре-пять, — поясняет разработчик. — Координаты передаются на борт беспилотника, который их транслирует в пункт управления. По команде из пункта управления беспилотник начинает облёт мест, куда упали части «Ангары». Оттуда аппарат транслирует картинку, которую военные планируют в режиме реального времени передавать в аварийные службы».

По словам источника в руководстве Центра Хруничева, упавшие ступени «Ангары» не будут собирать сразу после пуска, поскольку районы падения это труднодоступная местность: вывоз упавших частей будет организован в зимнее время.

Запускать и обслуживать беспилотники станут специально разработанные автономные полевые станции обеспечения (АПСО): это мобильные базы обслуживания районов падения, выполненные на шасси «КамАЗов» высокой проходимости. В составе каждой АПСО будет по два гусеничных плавающих снегоболотохода. Они могут понадобиться для эвакуации людей перед стартом. АПСО станут прибывать к району падения заблаговременно, чтобы беспилотники заблаговременно совершили облёт районов падения для поиска людей, которые могут оказаться в зоне вероятного падения ступени.

«Районы падения огромные, их невозможно оцепить, — поясняет разработчик комплекса. — Поэтому перед стартом людей там будет искать беспилотник. Искать будет по теплу: люди обычно жгут костёр либо у них генератор дизельный работает. Обнаружив источник тепла, аппарат к нему приблизится и покажет картинку оператору. Если подтвердится нахождение людей в районе падения, за ними выйдет либо патрульная машина из состава АПСО, либо снегоболотоход. Собранных таким образом людей станут временно размещать рядом с АПСО в специальном отапливаемом надувном модуле, который оборудован всем необходимым для жизни и отдыха».

По словам разработчика, подробно алгоритм работы системы обслуживания районов падения и их взаимодействия со службами реагирования будет описан в соглашении, которое Минобороны планирует заключить с администрациями Республики Коми и Томской области в ближайшие недели.

.
Комментарии