Генетически изменённые цветы будут менять цвет в течение дня

Николай Браун в лаборатории  Revolution Bioengineering.
Николай Браун в лаборатории Revolution Bioengineering.

Через несколько лет, возможно, в цветочных магазинах покупатели будут иметь возможность выбрать не только цветы нужного цвета и оттенка, но и такие, которые изменяют свой цвет в течение дня. Биологи работают над созданием растений, у которых изменение окраски скоординировано с внутренними циркадными ритмами.

Проект, который напоминает об опытах по созданию светящихся в темноте растений, задуман как способ внедрения в повседневный обиход продуктов генной инженерии. Опасения о возможном вреде ГМ-растений связаны в сознании обывателей в первую очередь с пищевыми продуктами, но появление в продаже необычных и красивых цветов может быть принято публикой благосклонно.

«Это становится более доступным, чуть менее фантастическим, — говорит Кира Хэвенс (Keira Havens), генеральный директор Revolution Bioengineering, компании, занимающейся данной разработкой. — Мы надеемся, что люди, не только учёные-ботаники и технические энтузиасты смогут быть к этому причастны».

Компания планирует начать сбор средств на развитие проекта на Kickstarter уже в ноябре.

Кира Хэвенс и её коллега, Николай Браун (Nikolai Braun), решили создать петунии, которые будут менять окраску каждые 12 часов. Для этого, разумеется, не нужно выделять ген светящейся в темноте бактерии или другого существа с необходимыми признаками, достаточно генетического материала другого вида петунии.

Николай Браун напоминает, что циркадные ритмы растений связаны с включением и выключением определённых наборов генов в зависимости от смены времени суток, условий освещённости, температуры окружающей среды и других факторов. Связав гены, отвечающие за окраску растения, с механизмом циркадных ритмов, специалисты рассчитывают получить петунии, которые будут менять цвет от розового до фиолетового и обратно.

Revolution Bioengineering демонстрирует новый для синтетической биологии подход к определению задач: в то время, когда большинство проектов заключаются в создании инновационных лекарств, новых источников биотоплива и других новых продуктов, целью Revolution Bioengineering стал выход на уже существующий рынок с конкурентоспособным товаром.