США предложили России использовать на международной станции американские скафандры

Российский скафандр «Орлан МК» для работы в открытом космосе. Фото: РИА «Новости».

Осенью 2017 г. Россия и США подписали соглашение о намерениях по созданию и запуску Международной лунной орбитальной станции (Deep Space Gateway, в документах НАСА — Lunar Orbital Platform-Gateway, LOP-G). Начало работ по строительству запланировано только на 2022 г., однако уже сейчас стороны не могут прийти к единому мнению относительно того, какими скафандрами следует пользоваться на станции, американскими или российскими. По словам анонимного источника РИА «Новости» в ракетно-космической отрасли, США предложили использовать на станции свои скафандры вместо российских.

Теоретически, выбор модели скафандров для работы на новой станции находится в ведении российской стороны — именно она, согласно плану, должна заниматься разработкой шлюзового отсека. Американцы же, в свою очередь, обеспечат станцию двигательно-энергетическим и жилым модулями. В отличие от Международной космической станции (МКС), Deep Space Gateway, должна стать скорее «космической гостиницей», нежели «домом». Ожидается, что космонавты и астронавты будут прилетать на станцию, проводить запланированные работы и эксперименты и улетать обратно.

Международная космическая станция, МКС (англ. International Space Station, ISS) — пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс. МКС — совместный международный проект, в котором участвуют 14 стран: США, Россия, Япония, Канада и входящие в Европейское космическое агентство Бельгия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швейцария, Швеция. Первоначально в составе участников были Бразилия и Великобритания.

Управление МКС осуществляется: российским сегментом — из Центра управления космическими полётами в Королёве, американским сегментом — из Центра управления полётами имени Линдона Джонсона в Хьюстоне. Управление лабораторных модулей — европейского «Колумбус» и японского «Кибо» — контролируют Центры управления Европейского космического агентства (Оберпфаффенхофен, Германия) и Японского агентства аэрокосмических исследований (г. Цукуба, Япония).

Согласно проекту, шлюзовой отсек будет состоять из двух помещений: одно предназначено собственно для выхода в открытый космос, а другое — для размещения оборудования.

Хотя шлюз — зона ответственности российской стороны, заказов на разработку скафандров для новой станции НПП «Звезда» по состоянию на март 2018 г. не получало (а «Звезда» — единственное в нашей стране предприятие, способное справиться с этой задачей). Однако различные СМИ в январе 2018 года сообщали, что Россия готова предложить космонавтам и астронавтам, которые будут работать на Deep Space Gateway, скафандры на базе российских «Орланов». В настоящее время «Орланы» используются российской частью экипажа МКС, при этом оборудование станции спроектировано таким образом, чтобы через шлюзы можно было пройти и в российских, и в американских скафандрах.

В то же время американцы уже занялись разработкой спасательных скафандров MACES — они войдут в перечень оборудования корабля Orion, который займётся доставкой экипажей на окололунную станцию.

Пока неизвестно, какие именно американские скафандры были предложены в качестве альтернативы «Орланам» — об этом анонимный источник РИА «Новости» умолчал. Однако российский сенатор от Крыма, член международного комитета Совета Федерации РФ Сергей Цеков уже высказал своё мнение. «Я думаю, что это они должны стремиться выходить в космос в наших скафандрах», — заявил Цеков в понедельник, 23 апреля. Сенатор также отметил, что «российская продукция зарекомендовала себя лучше, у США было больше аварий и гибели людей», а затем поддержал Роскосмос, сославшись на личные предпочтения в выборе скафандра: «Пользоваться их скафандрами? Не знаю, я бы не стал. Пусть с нас пример берут».