Треть органики попадает на Марс с астероидами

Марс принимает душ из органики. Иллюстрация Анастасии Кручевской.

Согласно работе международной исследовательской группы, около трети органических веществ попадают на Марс при столкновении планеты с астероидами и кометами. Симуляция показала, что в результате таких столкновений на Марсе ежегодно оседает около 63 тонн органики. Перспективным местом поиска углеродных соединений на Марсе учёные считают области кратеров от упавших астероидов.

Впервые исследователи обнаружили на Марсе органические вещества в 2015 году с помощью аппарата Curiosity. Главным источником этих веществ считают частицы межпланетной пыли. Модели, построенные группой учёных под руководством Катерины Францевой из Нидерландского института космических исследований (SRON), показали, что на столкновения с астероидами и кометами приходится 33% попадающей на планету органики.

По подсчётам, ежегодно на Марс опадает около 192 тонн органического материала. Такие вещества со временем распадаются, а значит, обнаруженные соединения должны были попасть на планету сравнительно недавно. Более того, запасы органики, вероятно, постоянно пополняются. Частицы межпланетной пыли приносят с собой около 129 тонн, или 67%, органических веществ в год. Чтобы выяснить, можно ли считать астероиды и кометы источником остальных 33%, исследователи создали компьютерную модель Солнечной системы, в которой учитывались сотни тысяч подобных объектов.

За несколько недель наблюдений работы компьютерной симуляции выяснилось, что благодаря астероидам на Марс попадает 50 тонн (26%) органических веществ. Оставшиеся 7% углеродных соединений доставляют на Марс кометы. Органика астероидов и комет разнообразнее, чем соединения, осевшие с частицами межпланетной пыли в радиусе до 150 км от центра кратеров, говорится в работе. Этот вывод может сыграть роль при выборе мест для исследования в ходе будущих миссий на Марс.

Модель предполагает выводы не только для нашей Солнечной системы. «Рядом с другими звёздами есть экзоастероиды и экзокаметы, которые могут осыпать поверхность планет углеродными соединениями», — поясняет Катерина Францева (Kateryna Frantseva). Если вдобавок на экзопланетах есть и вода, то там имеются условия для возникновения жизни.