Китай запустил в космос телескоп для наблюдения за чёрными дырами, пульсарами и гамма-всплесками

КНР, с помощью ракеты-носителя «Чанчжэн 4B» (<em>кит. трад.</em> 長征四號乙, <em>англ.</em> <i>Long March 4B</i>) вывела на орбиту свой первый рентгеновский космический телескоп для изучения чёрных дыр, пульсаров и гамма-всплесков. Запуск произведён сегодня, в 11:00, на космодроме Цзюцюань (<em>кит. трад.</em> 酒泉衛星發射中心), расположенном на краю пустыни Бадын-Джаран во Внутренней Монголии.
КНР, с помощью ракеты-носителя «Чанчжэн 4B» (кит. трад. 長征四號乙, англ. Long March 4B) вывела на орбиту свой первый рентгеновский космический телескоп для изучения чёрных дыр, пульсаров и гамма-всплесков. Запуск произведён сегодня, в 11:00, на космодроме Цзюцюань (кит. трад. 酒泉衛星發射中心), расположенном на краю пустыни Бадын-Джаран во Внутренней Монголии.

2,5-тонный рентгеновский телескоп (Hard X-ray Modulation Telescope, HXMT), получивший название Insight, был выведен на орбиту на высоте 550 км над поверхностью Земли, чтобы помочь учёным лучше понять эволюцию чёрных дыр. Другие его задачи — изучение сильных магнитных полей и внутреннего устройства пульсаров.

Астрономы также надеются, что новый телескоп позволит решить проблему использования пульсаров для навигации космических кораблей и уловит гамма-всплески, связанные с гравитационными волнами.

Строго говоря, Insight — это не просто телескоп, а целая космическая обсерватория, в состав которой входят три высокотехнологичных детектора: высокоэнергетический рентгеновский телескоп (HE), рентгеновский телескоп средней энергии (ME) и рентгеновский телескоп с низкой энергией (LE), которые охватывают широкую энергетическую зону от 1 кэВ до 250 кэВ.

Основанный на методе демодуляции, впервые предложенном академиком Академии наук Китая (КАН, кит. трад. 中國科學院) Ли Типэй в 1993 году, HE имеет общую зону обнаружения более 5000 квадратных сантиметров, самую большую в мире в своём энергетическом диапазоне.

Чэнь Юн, главный конструктор LE, сказал, что рентгеновские лучи более низкой энергии обычно несут больше фотонов, поэтому телескоп, основанный на методе фокусировки, не подошёл бы для наблюдения очень ярких объектов, излучающих мягкие рентгеновские лучи, поскольку слишком много фотонов за раз испортили бы телескоп, «ослепили» бы его.

Но HXMT не столкнётся с этой проблемой, так как его коллиматоры рассеивают фотоны, а не фокусируют их. «Независимо от того, насколько ярки источники, наш телескоп не будет ослеплён», — сказал Чэнь Юн.