Первые гражданские дебаты о космических исследованиях: опубликован отчёт

Участники швейцарских дебатов
Участники швейцарских дебатов.

10 сентября Европейское космическое агентство (European Space Agency) провело в 22 странах ЕС дебаты о будущем космических исследований, в которых приняли участие 1600 человек. Идея форума принадлежала генеральному директору ЕКА Иоганну-Дитриху Вёрнеру (Johann-Dietrich Wörner) — он настаивает на том, что агентство должно вступать в диалог с гражданами. 28 ноября представители ЕКА выложили в открытый доступ отчёт об этом событии на 17 языках.

«Космические полёты, науки о космосе, его освоение, наблюдения за поверхностью Земли, телекоммуникации, спутниковая навигация, космические технологии и инновации помогают решать проблемы общества и могут стать источником вдохновения для будущих поколений, — объяснял Вёрнер в июле этого года, — Граждане Европы помогут нам лучше оценить приоритеты». Участники дебатов регистрировались онлайн, затем от каждой страны отбирали 50—100 человек, чтобы получить репрезентативную выборку.

Поскольку позже данные нужно было свести в единый отчёт, все мероприятия следовали одной и той же схеме и рассматривали одни и те же вопросы. Дебаты включали пять секций — «Космос и я», «Роль Европы в освоении и эксплуатации космического пространства», «Международное регулирование космоса», «Давайте отправимся в космос» и «Подготовка европейской космической программы». Перед началом каждой сессии участники просматривали ознакомительное видео, а после заполняли стандартизированный опросник по теме, некоторые вопросы подразумевали несколько вариантов ответов.

Почти все европейцы (96%) сошлись на том, что космическое пространство — это «вселенная возможностей и перспектив». 39% считают, что основная цель пребывания человека в космосе — получить знания и разработать технологии, которые будут полезны на Земле, 37% — подготовить поселения на других планетах, 20% — просвещать, вдохновлять и мотивировать людей. Определяя приоритеты будущих миссий, на первое место граждане ставят фундаментальные исследования (34%), на второе — развитие технологий в Европе, на третье — освоение космоса и добычу ресурсов (29%). Большинство опрошенных (58%) заявили, что ЕКА должно регулировать космический туризм, но развитие отрасли лучше предоставить частному сектору.

Мнения о добыче полезных ископаемых в космосе разделились. Почти все (80%) согласны с тем, что международным организациям можно позволить вести разработки, если они не предъявляют притязаний на источники ресурсов. Однако к единому мнению о том, кто должен этим заниматься, прийти не удалось. 39% считают, что правительствам нужно разрешить добычу, 47% — что её следует запретить. Но и частный сектор допускать до гипотетической руды не хочется: 49% высказались против, и только 37% — за. Больше всего доверия у граждан ЕС вызвали государственно-частные предприятия: допустить их к природным богатствам решились 53%.

Участники считают, что исследования космоса должны помогать в решении проблем общества (в том числе, экологических), и что космос — общее благо человечества. Его нужно поддерживать в чистоте и сохранять для будущих поколений, а космический мусор — убирать. Первым шагом в освоении космоса должен стать возврат на луну и создание «лунной деревни» — сообщества организаций, занимающихся исследованиями. ЕКА предписывается вести диалог с гражданами и заинтересованными сторонами, в том числе, с остальными космическими агентствами, делиться информацией и разрабатывать крупные миссии, в которых сможет принимать участие широкая общественность.

Генеральный директор уверяет, что агентство учтёт волю граждан, принимая решения о будущих миссиях. ЕКА предлагает жителям государств-членов самостоятельно проводить такие дебаты в школах, клубах и других организациях. Все желающие могут загрузить необходимые видеоролики, документы и презентации со специального сайта. Там же можно просмотреть подробный отчёт о сентябрьском форуме и сравнить данные по странам.

Европейское космическое агентство — международная организация, созданная в 1975 году в целях исследования космоса. ЕКА была создана на базе и взамен двух первых европейских космических консорциумов 1960-х — начала 1970-х годов: ESRO — по созданию спутников и ELDO — по созданию носителей «Европа». Состоит из 22 постоянных членов, в некоторых проектах также принимает участие Канада.