Инженеры NASA завершили важный этап создания космического зонда для исследования межзвёздного пространства IMAP ( Interstellar Mapping and Acceleration Probe. Аппарат теперь переходит на этап сборки, испытаний и интеграции, а его запуск запланирован на конец весны 2025 года. После запуска аппарат перейдёт на орбиту на расстоянии полутора миллионов километров от Земли и будет анализировать взаимодействие солнечного ветра с заряженными частицами, приходящими из-за пределов Солнечной системы.

IMAP продолжит работу, которую начали три другие аппарата: два корабля «Вояджер» и станция IBEX (Interstellar Boundary Explorer). Он сосредоточится на двух главных вопросах гелиофизики: энергизация заряженных частиц от Солнца и взаимодействие солнечного ветра на границе гелиосферы с межзвёздным пространством. Проект предназначен для исследования границ гелиосферы — электромагнитной оболочки, которая окружает и защищает Солнечную систему. Это — область космического пространства, в которой солнечный ветер — поток частиц от Солнца — сталкивается с межгалактическим веществом. Солнечный ветер как раз защищает Землю и другие тела Солнечной системы от космического галактического излучения.

Зонд также должен прояснить вопрос о форме гелиосферы. Обычно гелиосферу представляют в виде фигуры, напоминающей очертания кометы с её вытянутым хвостом. «Голова кометы» расположена с той стороны, куда движется Солнечная система по Галактике, «хвост» — с противоположной. В направлении движения граница гелиосферы должна быть ближе всего, и именно туда отправились оба «Вояджера». С интервалом в несколько лет, в 2012 и 2019 году, они достигли этой границы раздела на расстоянии около 130 астрономических единиц и передали данные о межзвёздной среде оттуда (про выход за пределы гелиосферы «Вояджера-2» можно прочитать отдельную статью).

IMAP недавно прошёл одну из ключевых контрольных точек реализации — так называемую «ключевую точку принятия решения D». Это значит, что разработка теперь может перейти из стадии проекта на стадию сборки, испытаний и интеграции. Предполагаемую дату старта в 2025 году уже пришлось заранее сдвинуть на один месяц — с апреля на май 2025 года.
Аппарат сейчас собирают в «чистой комнате» в Лаборатории прикладной физики университета Джона Хопкинса в штате Мэриленд. В течение нескольких месяцев на корабль установят системы связи, электронное оборудование, термические системы, а также двигатели, батареи и прочее оборудование. Кроме этого, в лабораторию скоро прибудут все десять научных инструментов IMAP и начнется их установка по очереди. Затем начнутся испытания аппарата в сборе, после чего зонд отправят в Центр космических полётов Годдарда для предполётных испытаний.