Индия планирует доставить на Землю образцы лунных пород

Chandrayaan-3 Vikram lunar landing module
Посадочный аппарат «Викрам» проекта «Чандраян-3» на лунной поверхности. Снимок с борта лунохода «Прагъян». ISRO.

Индийское космическое агентство ISRO планирует в течение следующих 5-7 лет привезти с Луны образцы пород. Проект «Чандраян-4» напоминает аналогичный проект NASA по доставке образцов с Марса и должен закрепить успех индийской космической программы с недавней мягкой посадкой спускаемого аппарата вблизи лунного южного полюса.

23 августа 2023 года посадочный модуль «Чандраян-3» совершил успешную посадку в районе южного полюса Луны. Индия, таким образом, стала четвёртым государством, развернувшим научную станцию на Луне. Доставить на поверхность станцию и луноход получилось со второй попытки — орбитальный аппарат «Чандраян-2», запущенный летом 2019 года, с задачей не справился и спускаемый модуль при посадке вышел из строя, хотя сама орбитальная станция успешно продолжила исследования Луны с орбиты. На фоне успеха миссии Chandrayaan-3 индийское агентство космических исследований заявило амбициозный план стать четвёртой космической державой, которая доставит на Землю лунную геологическую коллекцию.

Lunar crater encountered by Pragyan
Лунный кратер на пути лунохода «Прагъян» — снимок навигационной камеры лунохода 27 августа 2023 года. ISRO.

Проект доставки лунных образцов «Чандраян-4» заключается в отправке на Луну четырёх модулей в двух запусках. Первый этап  — доставка на Луну посадочного аппарата и ракеты-«подъёмника» для сбора образцов. Вероятно, место посадки будет выбрано в районе лунного южного полюса на краю одного из кратеров недалеко от точки, где находится «Чандраян-3». Эта область Луны представляет повышенный интерес для планетологов из-за наличия там огромных залежей водяного льда. В будущем это полезное ископаемое должно стать ценным ресурсом для обитаемых лунных станций — возможно, вода будет использоваться и для изготовления ракетного топлива и получения кислорода. Два других модуля — транспортный отсек и капсула для входа в земную атмосферу — должны отправиться на втором корабле, который будет находиться на лунной орбите без посадки. Ракета с лунной поверхности доставит образцы на орбиту, где они будут помещены в контейнер, который отправится на Землю.

Pragyan rover deployed on Moon
Луноход «Прагъян» выезжает из посадочного модуля «Чандраяан-3» на поверхность Луны. ISRO.

Индийский проект доставки лунных пород напоминает многоэтапную программу NASA по доставке на Землю марсианских образцов. Первый её этап находится в процессе реализации — марсоход Perseverance, которому ассистирует вертолёт Ingenuity, как раз собирает образцы грунта и запаковывает их в герметичные контейнеры. Предположительно, ещё один марсоход будет подбирать капсулы за Perseverance и затем отправит их на марсианскую орбиту, где контейнер пристыкуется к транспортному аппарату. Но для следующих стадий, то есть сбора контейнеров и отправки посылки на Землю, пока нет чёткого расписания со сроками. Пока что выполнения всей программы ожидают в районе 2030 года.

За последние десятилетия программа межпланетных исследований Индии продемонстрировала значительный прогресс. Кроме нескольких лунных аппаратов, Индия также запустила на марсианскую орбиту зонд «Мангальян». Сейчас продолжаются совместные с космическим агентством Японии работы по исследованию обратной стороны Луны (проект LUPEX), также Индия разрабатывает собственный орбитальный аппарат для исследования Венеры.

Chandrayaan landing sites
Места посадки зондов индийской космической программы «Чандраян».