Началась сборка космического аппарата Europa Clipper

В Лаборатории реактивного движения NASA начались работы по сборке узлов и научных инструментов аппарата Europa Clipper. В 2024 году он отправится искать следы жизни на одном из крупнейших спутников Юпитера — Европе.

Europa Clipper — космический аппарат, который будет запущен на орбиту Юпитера специально для изучения одного из крупных его спутников, или «Галилеевых лун» — Европы. Как и у недавних космических проектов вроде Perseverance, его набор инструментов составлен для основной цели — поиска следов жизни на космическом теле.

Результаты наблюдений с Земли и других космических проектов позволяют предположить, что на Европе под многокилометровым слоем льда находится солёный океан (подробнее про это можно прочитать в других материалах, например, в этом более раннем или совсем недавнем). Запасы воды в нём предположительно в два раза превышают запасы воды во всех океанах на Земле. Проект Europa Clipper будет выяснять, насколько океан или другие геооболочки Европы пригодны для поддержания какой-либо формы жизни. Europa Clipper будет третьим аппаратом, запущенным на орбиту Юпитера, и вторым из них, использующим солнечные панели. Также это первый проект NASA, направленный только на изучение конкретного спутника планеты за исключением Луны.

Europa Clipper RF panel testing
Проверка одного из узлов зонда (радиочастотной панели) в чистой комнате.

Сборка проходит в помещениях высокого класса чистоты в Лаборатории реактивного движения (JPL, Jet Propulsion Lab) в Калифорнии. Научные инструменты и собственно компоненты космического корабля сейчас поступают к месту сборки из разных уголков мира. Предполагается, что к концу года все основные узлы, включая девять научных инструментов, будут уже составлять единый блок.

Основная часть космического аппарата — это трёхметровый агрегатный отсек с двигательной установкой. Но этот блок должен прибыть на место сборки несколько позже — его разработали и собирают в лаборатории прикладной физики университета Джонса Хопкинса в штате Мэриленд. Также вскоре ожидается другая внушительная по размерам часть — трёхметровая остронаправленная антенна. А первым научным инструментом, который уже прибыл на место и который предстоит интегрировать в будущий космический корабль, стал ультрафиолетовый спектрограф Europa-UVS. Его задачей станет поиск на поверхности Европы следов выбросов от криовулканов с исследованием их химического состава.

Каждый инструмент после прибытия и установки на своё место проходит процедуру испытаний. Инженеры проверяют его интегрированность в конструкцию — насколько он может взаимодействовать с бортовым компьютером, с ПО аппарата, а также с подсистемой питания. После сборки всех компонентов в один блок Europa Clipper переедет в термическую вакуумную камеру при Лаборатории реактивного движения. Там аппарат будут испытывать на устойчивость материалов в условиях космического пространства. Параллельно с этим будут проводиться вибрационные испытания для проверки, насколько хорошо конструкция выдерживает тряску и перегрузки при старте. Запуск корабля с космодрома на мысе Канаверал запланирован на октябрь 2024 года.

Europa Clipper assembly
Двигательный блок, ультрафиолетовый спектрограф Europa-UVS и остронаправленная антенна зонда Europa Clipper. NASA/JPL-Caltech.