Первые снимки телескопа James Webb: восемнадцать оттенков одной звезды

Мозаика из 18 изображений одной и той же звезды <i>HD 84406</i>, которую поймал каждый из сегментов главного зеркала телескопа <i>James Webb</i>. <i>NASA</i>.
Мозаика из 18 изображений одной и той же звезды HD 84406, которую поймал каждый из сегментов главного зеркала телескопа James Webb. NASA.

Телескоп Джеймса Уэбба передал первые данные, на основании которых астрономы получили первый комбинированный снимок яркой звезды с каждого из сегментов зеркала телескопа. Телескоп ещё не откалиброван, и эти данные будут использоваться для точной настройки сегментов зеркала.

Телескоп «Джеймс Уэбб» запустили в космос в конце 2021 года. Примерно через месяц полёта он вышел на рабочую орбиту в полутора миллионах километров от Земли. Поскольку телескоп работает в инфракрасном диапазоне спектра, для начала полноценных наблюдений ему необходимо достаточное охлаждение узлов, чтобы избежать помех от теплового излучения самого аппарата. Кроме того, требуется отдельная работа — калибровка зеркала телескопа, состоящего из отдельных сегментов.

Пока что сегменты зеркала не отъюстированы и смотрят немного в разные стороны. В результате «первый снимок» — это мозаика из 18 изображений одной и той же звезды от разных сегментов главного зеркала телескопа. Каждый из сегментов отражает свет от звезды на вторичное зеркало, от которого он поступает на камеру NIRCam (Near Infrared Camera) — один из четырёх основных инструментов телескопа. Эти и другие полученные данные затем используют для более точной калибровки, при которой все такие изображения должны слиться в одну точку. Работа по юстированию сегментов зеркала продолжится следующие несколько месяцев, и к лету телескоп будет готов к работе.

HD 84406 location chart
Звезда HD 84406 в Большой Медведице — первая цель телескопа Джеймса Уэбба.

Пока что основной задачей инженеров было убедиться в возможности инструмента NIRCam принимать свет от небесных объектов, а также идентифицировать одну и ту же звезду в отражении каждого из восемнадцати сегментов зеркала. Съёмка началась 2 февраля. Телескоп направляли на 156 различных точек вблизи расчётного положения звезды, получив в итоге 1560 снимков от всех десяти детекторов NIRCam. Всего за время сеанса телескоп передал на Землю 54 гигабайта данных, а сеанс занял 25 часов. Начальная поисковая область на небесной сфере была размером с полную Луну, поскольку до начала точной калибровки сегменты зеркала могли быть рассогласованы достаточно сильно, но искомая звезда нашлась в каждом из сегментов уже за первые несколько часов съёмки. Фотомоделью послужила звезда HD 84406 в созвездии Большой Медведицы. Наблюдатель вряд ли особо выделил бы её в созвездии, но она оказалась удобна тем, что её можно легко идентифицировать, а вокруг мало объектов такой же яркости, с которыми её можно спутать. Видимая звёздная величина HD 84406 составляет +6,9m и её можно разглядеть в небольшой бинокль.

Одна камера инструмента NIRCam вместо наблюдения за небом предназначена для съёмки самих зеркал телескопа. Её снимок показывает, как один из восемнадцати пока что рассогласованных фрагментов зеркала как раз поймал изображение искомой звезды.

Подробнее о запуске телескопа James Webb и его устройстве можно прочитать в статье по ссылке.

James Webb primary mirror selfie
Главное зеркало телескопа. Поскольку сегменты ещё не откалиброваны, на яркую звезду направлен только один из них. NASA.