Должны ли учёные отвечать за стихийные бедствия

Карта
Землетрясение в Л’Акуиле магнитудой 6,3 было самым разрушительным на территории Италии за последние 30 лет.

Прошло пять лет с момента разрушительного землетрясения с эпицентром в пяти километрах от центра города Л’Акуилы, расположенного в 95 км северо-восточнее Рима. Тогда погибло 309 человек, множество строений было разрушено. Одним из последствий землетрясения стал судебный процесс, в котором члены Комиссии по определению рисков, состоявшей из ученых и чиновников, были признаны виновными в убийстве и приговорены к длительному тюремному заключению. По мнению суда, комиссия своим необоснованным заявлением о степени опасности стихийного бедствия ввела в заблуждение людей, которые могли бы спастись, покинув опасный район.

Землетрясение 6 апреля 2009 года привело к появлению новых исследований. Джанлука Валенсизе, геолог из Национального института геофизики и вулканологии (INGV), является научным координатором «Проекта Абруццо», частью которого стало открытие исследовательского центра в «красной зоне» — разрушенной области в историческом центре города, которая остается необитаемой и закрытой для посещения.

Валенсизе рассказал о «Проекте Абруццо»: «Наше исследование фокусируется на регионе Абруццо, мы получаем данные и проводим изыскания, которые невозможны в других местах. Проект направлен ​​на обеспечение заинтересованных организаций информацией о геологических особенностях, которые могут повлиять на здания и инфраструктуру, о таких опасных проявлениях, как оползни, карстовые полости. Мы также проводим различные мероприятия, информирующие общественность о достижениях науки и о существующих геологических рисках».

Говоря о последствиях сурового судебного решения, Валенсизе отмечает, что «многие сейсмологи изменили свой подход к распространение результатов научной работы. Это не просто вопрос страха, хотя это действительно является одним из основных мотивов. Существует чувство замешательства в вопросе понимания роли всех действующих лиц: ученых, органов гражданской обороны, местных администраторов, граждан».

Землетрясение 2009 года с точки зрения геологии является ординарным событием, которое может повторяться каждые 5 лет или около того. Это могут быть локальные катастрофы, которые способны затронуть более трети территории страны. В сочетании с концентрацией населения Италии, это обстоятельство может привести к тому, что частые «незначительные» землетрясения будут оказывать значительное и еще во многом неожиданное воздействие. Многие из ученых подозревают, что следующее разрушительное землетрясение в Италии снова будет неожиданностью, по крайней мере, для граждан и администраторов.