«Переселение» диких животных как стратегия сохранения природы становится всё важнее — и встречается всё чаще. Недавно в Австралии в заповедники переместили 20 видов (13 из них находятся под угрозой исчезновения). В Аргентине на новое место переехали представители местных видов млекопитающих, в том числе — гигантские муравьеды, тапиры и ягуары.
Перемещают животных (даже таких крупных, как слоны) и в Африке. Нередко в качестве нового места обитания выбираются регионы, где представители тех или иных видов обитали ранее, но почему-либо исчезли. После устранения факторов, представлявших угрозу, переселение становится важным этапом в восстановлении дикой природы.
Недавно в Африке стартовал крупнейший в своём роде проект по восстановлению популяции слонов в Мозамбике. Международная горнодобывающая компания De Beers Group of Companies в сотрудничестве с некоммерческой организаций Peace Parks Foundation решили переместить 200 слонов из их естественного местообитания в Южной Африке в мозамбикский Национальный парк Зинаве (Zinave National Park), расположенный в 1500 км от того места, где сейчас живут слоны.
Проект уже запущен, планируется, что все 200 слонов «переедут» в Мозамбик в ближайшие два года.
Как это делается
Перевозка слонов — дело непростое. На первом этапе, для поимки животных, используются вертолёты, помогающие перегнать слонов на открытое пространство. С вертолёта же слонов обстреливают транквилизаторами. Уснувших животных связывают крепкими мягкими канатами, способными выдержать многотонный груз (а взрослый слон может весить до 7 тонн), а затем при помощи подъёмного крана осторожно погружают на грузовики. С этого момента слоны начинают свой долгий путь к новому дому.
Конечно, задача по перевозке 200 слонов выглядит монументальной. Но в Африке подобные проекты уже реализовывались, причём успешно. Ещё в 1979 г. в недавно тогда организованный национальный парк Пиланесберг (Pilanesberg National Park) «переселили» 6000 особей разных видов — среди животных были и слоны.
К сожалению, иногда подобные начинания заканчиваются трагически. Так, из 11 чёрных носорогов, перевезённых Кенийской службой дикой природы (Kenyan Wildlife Service), 10 погибло — вода на новом месте оказалась слишком солёной для этого вида.
Перемещение необходимо
Широкое распространение браконьерства в последние 8—10 лет повлияло на численность африканских слонов. Случаи браконьерства регистрируются и в Южной Африке, но в целом популяция слонов в этом регионе считается хорошо ухоженной и защищённой. В некоторых местах слонов даже стало слишком много — больше, чем способна вместить конкретная экосистема. Так, заповедник в Лимпопо (в Мозамбик слоны «переезжают» именно оттуда) может служить домом для 60 особей — а по факту там обитают около 270 слонов.
Десятилетиями численность поголовья слонов в южноафриканском Национальном парке Крюгера (Kruger National Park) поддерживалась на постоянном уровне путём отстрела. Слоны уничтожались целыми стадами. В 1990-х от этой практики отказались, и слоновья популяция в парке увеличилась в два с лишним раза. Теперь уже слоны представляют угрозу другим видам, населяющим парк: они могут повредить местную растительность настолько, что «соседям» просто не хватит пищи или мест, где можно укрыться.
Решением проблемы стали проекты по перемещению слонов. Однако ранее животных вывозили только в другие регионы Южной Африке — и теперь все они заселены слонами в достаточном количестве, поэтому местные специалисты по охране окружающей среды решили попробовать перемещать животных в другие страны Африки.
Популяция слонов в Мозамбике пострадала в результате продолжительной гражданской войны. Теперь в стране восстановился мир, однако количество слонов в Мозамбике так и не достигло довоенных значений — слоны размножаются довольно медленно: «детство» у них продолжается до 4—5 лет, а пик плодовитости самок приходится на возраст 20—30 лет.
Ожидается, что перемещение слонов из Южной Африки в Мозамбик поможет быстро восстановить численность популяции на новом месте и одновременно решит проблему «избытка слонов» на старом.