ZERGTV: «Первое, что нужно летсплееру, — это юмор»

+7 926 604 54 63 address
 ZERGTV в комментаторской кабинке на профессиональном игровом турнире.
ZERGTV в комментаторской кабинке на профессиональном игровом турнире.

Новое время порождает новые отрасли, новые индустрии, в которых и вокруг которых появляются новые профессии, часто вырастающие из хобби, из детских увлечений. Среди таких новых (и весьма востребованных) специализаций — стримеры и летсплееры, люди, транслирующие игровое видео и комментирующие видеоигры. О том, как живут и работают представители этих новых профессий, XX2 ВЕК побеседовал с популярным стримером, игроком в StarCraft II и комментатором игрового видео Александром Титовым, более известным как ZERGTV.

Денис Яцутко (XX2 ВЕК). Александр, привет. Давай, поговорим о стримах, летсплее и киберспорте. Стримы для тебя — это работа или хобби?

Александр Титов (ZERGTV). Привет, Денис. Это начиналось как хобби, но переросло в любимую работу. Потому что, когда я начинал стримить, это могло выглядеть со стороны только как развлечение зрителей, причём в небольших количествах, но когда всё это начало расти и развиваться, стриминг взлетел на такие высоты, что просто нельзя было не сделать из этого ещё и любимую работу. Причём я акцентирую внимание на слове «работа». Потому что это требует не только много времени, много сил, но и много креатива. Так что после этого я не смог даже задуматься о том, чтобы найти обычную работу и совмещать это. Ну и вообще считаю, что профессиональный стриминг, или фултайм-стриминг, как его называют, совмещать с работой невозможно.

Д. Я. А кем до этого работал?

А. Т. Вообще никем не работал. Я окончил институт и уже через пару лет собирался пойти хоть куда-нибудь работать, вроде как это было нужно, и в то время я узнал, что есть такая сфера как стриминг, она тогда как раз только-только появлялась, это был конец 2010 года. После лета, в октябре, я купил компьютер, потому что меня заинтересовал стриминг, в частности, комментирование «Квейка», и тогда я на это дело подсел, и вот уже семь лет я на том же самом месте, за своим любимым столом.

Д. Я. На кого учился?

А. Т. Учился я на менеджера корпоративного управления по работе с персоналом, но я не считаю, что это как-то изменило мой мир и моё мировоззрение. Видимо, надо было идти работать по специальности, чтобы понять, для чего это всё изучалось. Но в стриминге, к сожалению, ничего из этого не пригодилось.

Д. Я. Я смотрю иногда разные стримы и заметил, что среди стримеров, среди летсплееров есть студенты, школьники даже, есть ребята, по которым видно, что они сразу после института этим занялись, но есть и такие, которым по 30, даже по 40 лет. Знаешь таких? Мне вот интересно, как люди решаются бросить стабильную работу ради такой рискованной самозанятости.

А. Т. Ну, зависит от того, насколько эта работа была в самом деле стабильная. Конечно, если человек решил посвятить себя серьёзному стримингу, то у него получится, если он будет все необходимые для этого вещи делать: заниматься своим каналом, стабильно следить за расписанием, стримить регулярно и так далее. Можно уйти с работы, если, конечно, не с очень высокооплачиваемой, заняться стримингом и в нём добиться успеха. Но я не знаю, к сожалению, примеров людей, которым хорошо за 30, за 35 и которые при этом не совмещают со стримингом работу.

Д. Я. А активный стриминг совместим с киберспортом, то есть, с профессиональной карьерой прогеймера?

А. Т. Как правило, это очень сложно. Потому что игроку, в какую бы игру он ни играл, требуется максимальная концентрация и максимум времени, которое нужно распределять на собственно игру, на отдых, на анализ игр, на просмотр игр других профессионалов, и совмещать стриминг и карьеру профессионального игрока нереально сложно. Чаще всего игроки от этого страдают. Заходя время от времени на каналы игроков, которых комментирую, я замечал ухудшение уровня тех игроков, которые начинали активно стримить. Потому что, как бы ты круто ни играл, если ты стримишь, ты всё равно обращаешь внимание на комментарии, на отзывы от твоей игре, и это всё откладывает отпечаток на качестве игры. Стримящие игроки отвлекаются на разговоры об игре, они не могут просто отойти от компьютера на пару часов, а потом продолжить. Им приходится выделять определённые дни, когда они играют активно, и дни, когда они просто транслируют свою игру. Кто-то стримит пару часов в неделю, кого-то даже заставляют это делать (в организациях), но в любом случае совместить это крайне тяжело.

Д. Я. В организациях?

А. Т. Я не знаю точно, но предполагаю, что в некоторых организациях есть какие-то требования на этот счёт, потому что вижу, что есть игроки, которые вступают в команду и после этого начинают стримить, хотя до этого никогда не стримили. Скорее всего, это одно из условий вступления в команду. Ну, или просто какие-то периодические просьбы о трансляциях возникают, скажем так, для команды.

Д. Я. А у тебя есть продюсер?

А. Т. Нет, я сам по себе вот уже пять лет. К сожалению, мои пути с командой Empire разошлись, когда «Старкрафт» в СНГ начал угасать, если ещё не совсем угас. Последние пять лет я занимаюсь этим сам для себя и для зрителей, без которых не было бы желания и мотивации ничего из этого делать. Каждый свой день я провожу за компьютером, чтобы придумать, когда бы и что бы в очередной раз постримить.

Д. Я. Прочему киберспортсменов называют киберкотлетами?

А. Т. Это где ты такое увидел?

Д. Я. Я смотрю стримы по танчикам, и там, если вдруг появляется очень собранный, очень серьёзный, скилловый игрок, стримеры часто комментируют: «О, кажется, у нас киберкотлета в бою».

А. Т. Видимо, это исключительно в World of Tanks, потому что ни в «Старкрафте», ни в «Квейке» я такого не встречал.

Д. Я. Режим дня какой у тебя?

А. Т. Как правило, довольно-таки стабильный. Просыпаюсь я где-то в районе двенадцати, потому что трансляции заканчиваются обычно не раньше двенадцати ночи, иногда до трёх ночи идут. Бывает, раньше, бывает, что и позже, в зависимости от того, какой турнир. Чаще всего именно турниры задерживают отход ко сну. После этого я обычно первые пару часов уделяю чтению новостей, общению с учениками по «Старкрафту», которым я периодически помогаю, отвечаю на какие-то вопросы, обсуждаю что-то. Час-два в день я трачу обычно на общение со своими близкими помощниками по группе ВКонтакте. В основном, это мои постоянные зрители давние, там, буквально, небольшая секта из пяти человек, с которыми я периодически обмениваюсь мнениями о том, как и что лучше сделать. По большей части не без их помощи это всё происходит. Я в ближайшее время планирую, кстати, расширять, скажем так, небольшой штат сотрудников ZERGTV, которые могли бы помогать мне экономить время, следить за ютубом, группой ВК, трансляцией. В частности, модераторов, потому что модераторы должны меняться, чтобы они работали, а не просто сидели в чате… Вот. После я занимаюсь учениками, уже непосредственно обучением. Обычно это пара часов в день. И где-то в районе шести часов, после того как все остальные дела закончились, я начинаю стрим. Так проходит, практически, шесть дней в неделю. Ну, иногда, бывает, я беру себе выходной. Особенно после крупных турниров, которые идут на протяжении трёх-четырёх дней по 12 часов.

Д. Я. Меня заинтересовало про учеников. Это прямо вот настоящие ученики?

А. Т. Ну да. Люди, которые хотят научиться играть в «Старкрафт», но не хотят на это тратить сами своё время, обращаются ко мне, так как я достаточно опытный комментатор и игрок в «Старкрафт», играю практически всё время его существования, семь лет. И последние года четыре я регулярно ими занимаюсь. Вроде успешно.

Д. Я. Это что-то вроде репетиторства?

А. Т. Да, это стандартное репетиторство, объяснение всех игровых аспектов, обсуждение нюансов игры в реальном времени, как правило, по скайпу; либо это демонстрация игроку, как нужно играть, к чему нужно прийти, либо это какая-то тренировка, игра между учениками, когда они играют друг с другом, а потом в перерывах я с каждым из них отдельно общаюсь, даю рекомендации и обсуждаю какие-то действия, чтобы понять и скорректировать ход их мысли в игре.

Д. Я. Можешь представить в ближайшем или отдалённом будущем появится специальность, курс в официальных учебных заведениях…

А. Т. Конечно. Насколько я знаю, в Европе уже есть несколько таких учреждений. И в Корее. Ходят даже слухи, что в России где-то что-то подобное собирались открывать. Что-то типа института по кибеспорту. Это пока что не точно, но интернет говорит, что вроде как в этом направлении всё двигается. Но это было бы очень интересно, если бы на такой уровень вышел не только стриминг, но и гейминг, чтобы люди могли этому профессионально обучаться.

Д. Я. В чём особенность стримов по «Старкрафту»? Я вот смотрю иногда стримы по танчикам, по корабликам, смотрел стримы всяких стрелялок-бегалок, в которые не играю и вообще про них ничего не знаю, но там крупные понятные объекты, они динамичные, там сразу ясно, что происходит, и стрим может заинтересовать, даже если зритель не знаком с игрушкой. А вот перед этим интервью я попытался посмотреть стримы по «Старкрафту». Я в него, во второй, вообще никогда не играл, и, хотя и знаком в целом с расами, с мифологией игры, стримы эти для меня выглядели копошением огромного числа мелких штучек, которых больше, чем футболистов на поле, и которые заняты какими-то загадочными делами. Мне как стороннему человеку зрелищность этого непонятна. Чтобы получать от просмотра таких вещей удовольствие, видимо, надо быть хорошо в курсе игры, да? Это смотрят только те, кто сам играет?

Скриншот из игры StarCraft II
Скриншот из игры StarCraft II.

А. Т. В основном, да. Но есть люди, которые работают, у которых нет времени на то, чтобы достаточно много времени тратить на игру. Может, пару часов в неделю, но при этом они могут смотреть трансляции, это проще. Если верить статистике YouTube и ВКонтакте, есть определённый процент зрителей, которым за сорок и которые, видимо, чаще смотрят, чем играют. Но большинство, конечно, — сами игроки. Либо в эту игру, либо в похожие. Поэтому они и смотрят. Есть, правда, люди, преданные определённому стримеру, которые смотрят его давно и продолжают его смотреть, независимо от того, во что он играет. Но это, как правило, очень небольшой процент.

Д. Я. То есть, потенциальное число зрителей ограничено теми, кто знает игру, её терминологию, жаргон…

А. Т. Да, сленг — это очень важно. Чем более сложная, развитая игра, тем важнее сленг, и надо, наверное, самому хоть пару раз сыграть, чтобы понимать, о чём вообще речь.

Д. Я. Один мой друг недавно спросил сына, кем тот хочет быть. Сын ответил, что летсплеером. Друг вообще не знал, что это, но это его проблема. Расскажи, что нужно знать юноше, вступающему на этот скользкий путь? Что нужно уметь, кроме как собственно играть? Какие нужны навыки, чтобы это могло стать не хобби, а работой?

А. Т. Самое главное, что нужно любому летсплееру, — это харизма. Харизма и юмор. Есть много известных «ютуберов», в том числе и таких, которые зарабатывают огромнейшие деньги, и, на первый взгляд, в их видео нет чего-то особенного. И ты смотришь и думаешь: «Чем он лучше меня? Почему он зарабатывает миллионы, а я только на жизнь?» Но на самом деле в видео топовых стримеров соблюдается идеальный баланс всего необходимого: там и юмор, и харизма, и умение чутко реагировать на ситуацию. Но это топы, их не так много. А первое, что нужно начинающему летсплееру — это именно юмор. И ещё — не относиться серьёзно к себе. Потому что иначе ничего не получится: ты будешь обижаться на каждую фразу, которую тебе говорят, а поначалу, когда делаешь ошибки и в играх, и в записи видео, и во всём остальном, тебя могут сильно критиковать, это может остановить. Поэтому нужно стараться быть позитивным и не расстраиваться из-за таких вещей.

Д. Я. А с точки зрения техники?

А. Т. Компьютер сегодня должен выдавать видео, как минимум, 1280 на 720 в HD-разрешении. Цена полного игрового компьютера сейчас где-то от 50 тысяч. Не до, а от. Это желательно. От 50 до 100 (это в идеале). Если такой компьютер есть, можно освоить для начала одну какую-нибудь программу. Если ты записываешь видео на ютубе, это любой редактор для монтажа видео, чтобы вырезать ненужное и оставлять интересное. А если ты стример в реальном времени… Очень большая, кстати, разница: есть стримеры-летсплееры, которые играют в реальном времени и в прямом эфире по ходу игры комментируют, а есть ютуберы-летсплееры, которые проходят игру, нарезают и выкладывают ролик, состоящий исключительно из шуток и курьёзных моментов. Стримить онлайн на протяжении нескольких часов гораздо сложнее, чем это же время заниматься монтажом.

Д. Я. Говорят, что люди, становящиеся киберспортсменами и даже летсплеерами, в общем, теми, чья игра всё время на виду, всё время под требовательным взглядом зрителей, теряют возможность играть просто в своё удовольствие, для расслабления. Им всё время приходится следить за статистикой, за показателями игры, они не могут себе позволить сесть с бутылкой пива и спокойно продуть со своего известного всем аккаунта десяток партий. Это действительно так? Может известный игрок поиграть, не напрягаясь, в своё удовольствие и не огрести тысячу недовольных комментариев?

А. Т. Пожалуй, такое бывает, когда стример вдруг играет в какую-то новую игру, не в ту, в которую играет обычно. Тогда он получает массу комментариев типа: «Ты скатился, зачем ты начал играть в это? Продолжай играть в то, из-за чего мы к тебе пришли».

Д. Я. Приходится подстраиваться под аудиторию?

А. Т. Ну как — подстраиваться. Если на моём канале появляется новая игра, кто-то пишет, мол, зайду попозже, когда будет «Старкрафт», ради которого я тебя и смотрю, а кто-то пишет: «Мне эта игра неинтересна, я ухожу». Конечно, всё это оставляет определённый эмоциональный отпечаток, что вот — человек пришёл смотреть определённую игру… С одной стороны, это хорошо: потому что понятно, чего зритель от меня хочет, видно, что он уже полюбил меня за что-то, в это огромный плюс. Но невозможно удовлетворить желания каждого, и разнообразие какое-то всё-таки должно быть. Как бы хорошо ты в какой-то игре ни разбирался, иногда всё-таки надо запускать другие игры. И для себя, чтобы отдыхать… Меня, например, это отлично расслабляло и пять лет назад, и сейчас тоже — если я пять дней подряд играл в «Старкрафт», мне хочется поиграть во что-то иное.

Д. Я. Новшества от издателей чаще радуют или обламывают? Когда выходят обновления игры, меняется геймплей, свойства персонажей, игровая физика?

А. Т. Как правило, такие обновления появляются или в онлайн-играх, или в киберспортивных. В играх на прохождение чаще всего ничего не меняется. То есть, издатель её выпустил — и всё. Какие там были свойства, например, у зомби, такие и будут всегда. В киберспортивных играх, естественно, происходят. Раньше, если говорить о «Старкрафте», изменения были очень часто… правда, это было уже много лет назад, лет так пять… и сейчас готовится к выходу новый «Квейк», который, как все надеются, будет новой востребованной киберспортивной игрой, которая затмит какую-то из популярных сейчас, заняв её место. Вот она сейчас обновляется очень активно, потому что находится в стадии открытого бета-теста и разработчики очень активно готовят её к релизу, общаясь с коммьюнити. Поэтому мы все очень позитивно настроены и очень ждём частых-частых патчей, чтобы игра не приедалась. То есть, если рассматривать «Квейк», то, да, радует. Потому что периодические изменения, новый геймплей, новый баланс — это новые впечатления. В той же «Доте», насколько я знаю, тоже активно выпускаются патчи. Хотя там, насколько я знаю, какой-то сильный из-за этого был скандал, потому что были очень большие изменения, точно не скажу, но я читал, чтобы было очень много недовольных. Но без изменений, как говорится, не будет и прогресса.

Д. Я. Ну вот правила в футболе, например, и других обычных спортивных играх десятилетиями не меняются.

А. Т. Футбол немного другая игра, там идея проще, но даже там меняется здоровье игроков, их мастерство, покрытие поля, а в компьютерных играх очень много характеристик, которые могут меняться очень сильно: здоровье и скорость персонажа, его способности, скорострельность его оружия и тысячи других моментов.

Д. Я. В «Старкрафте» бывают рекорды?

А. Т. Наверное, всё-таки нет. Рекорды могут быть у конкретного игрока по числу личных достижений, количеству заработанных медалей, но в самой игре, думаю, нет.

Д. Я. Есть какая-нибудь мировая статистика?

А. Т. Разве только статистика по числу игроков в той или иной лиге определённого уровня. Ну и, наверное, статистика заработков.

Д. Я. За ними следят? Можно сказать, что вот такой-то — рекордсмен?

А. Т. За последнее время один игрок очень далеко обошёл всех по статистике заработков, это корейский прогеймер MC (эм-си), который уже, по-моему, отошёл от второго «Старкрафта» и занялся тренерством, тренирует команду по «Лиге легенд» в Корее… Так вот, его денежное достижение со всех турниров почти достигло отметки в 500 тысяч долларов, и эту планку пока так никто и не преодолел. Уже пару лет никто не может его догнать.

Д. Я. Речь о реальных деньгах, не об игровых?

А. Т. Конечно. И это исключительно официальный заработок на турнирах. Без контрактов, без спонсорства и так далее.

Д. Я. Нет опасения, что игру закроют?

А. Т. Ну, пока она есть. И те, кто добились высокого уровня, пытаются выжать из неё максимум. Конечно же, все боятся смерти своей игры, никто не хочет переходить на новую. Кому понравится играть семь лет в одну игру, а потом переходить на абсолютно другую? Я думаю, таких людей просто нет.

Д. Я. А на подобный случай приглядываешь какой-нибудь запасной аэродром?

А. Т. К сожалению, их нету. Все киберспортивные сцены (а мне интересен только киберспорт) заполонила MOBA: DOTA, «Лига Легенд», HotS (Blizzard DOTA)… В профессиональном, в мировом киберспорте сейчас игр не очень много. Я возлагаю все свои надежды только на новый «Квейк». Кроме него ничего не лежит близко к моему сердцу.

Д. Я. Вроде бы «Квейк», мягко говоря, не очень похож на «Старкрафт»…

А. Т. Да. Но в моём детстве, когда киберспорт только зарождался, когда у меня появился первый компьютер (это как раз было в районе 2000 года), в киберспорте было всего четыре игры: «Варкрафт», «Старкрафт», «Каунтер Страйк» и «Квейк». Я тогда выбрал все эти игры, кроме «Варкрафта», и «Квейком» занимаюсь, можно сказать, на протяжении всей своей жизни и очень надеюсь, что та игра, которая сейчас разрабатывается, станет достойной того, чтобы освоить её идеально или, как минимум, стремиться к этому и в любом случае достичь в ней высокого уровня.

Д. Я. Как ты думаешь, сколько лет ты будешь этим всем заниматься? Представляешь себя, например, шестидесятилетним стримером?

А. Т. Нет, конечно. Ну а кто в 60 лет чем занимается? Обычно люди в этом возрасте уже либо чего-то добились, либо просто доживают.

Д. Я. Ну почему? Я вот знаю писателей, журналистов, учёных, даже электриков, водителей старше шестидесяти, которые очень активны, много работают.

А. Т. Я боюсь представить, на каком уровне это всё будет, скажем, через 20 лет. Потому что, если ты помнишь, 7 лет назад вообще стриминга ещё не было. Его было мало, он был, буквально, на коленке, стримить мог далеко не каждый. Интернет-канал не у каждого позволял это делать, у всех трансляции подлагивали, стримы велись в потоке 1 мегабит, у кого-то, может, полтора, но за эти семь лет и стриминг, и киберспорт шагнули очень далеко, то же касается в целом игровой индустрии. Я думаю, через 20 лет это будет что-то совсем не похожее на то, что мы видим сейчас. Но в любом случае очень надеюсь, что околоигровой сферой заниматься я буду, потому что всю жизнь интересно только это. Нет ничего, что могло бы быть интереснее игр.

Д. Я. Будешь учить кого-то или продюсировать?

А. Т. Я очень бы этого хотел. Хотел бы, в частности, заниматься организацией профессиональных турниров. Я, собственно, изначально этим и занимался: организовывал турниры в компьютерных клубах, в онлайне, и я очень надеюсь, что когда у меня не будет времени на большое количество игр от первого лица, на стриминг, я буду заниматься именно этим.

.
Комментарии