В этот весенний праздничный день вспоминаем (а кто-то увидит впервые) фотографии Тины Модотти — одной из величайших фотохудожниц первой половины прошлого века. О её работах и жизни — статья Роба Бейкера (Rob Baker).
«Важно различать хорошую и плохую фотографию — говорила Тина Модотти. — Фотография, принимающая все ограничения, присущие фотографическому методу и использующую все его возможности и свойства, — хорошая. Фотография, получившаяся за счёт, можно сказать, комплекса неполноценности, — плохая».
Тина Модотти (Tina Modotti), урождённая Ассунта Аделаида Луиджиа Модотти Мондини (Assunta Adelaide Luigia Modotti Mondini), родилась 16 августа 1896 года в Удине (часть Италии между Альпами и Адриатикой). Шестнадцатилетней, в 1913 году она в одиночку уплыла на лайнере «Мольтке» из Генуи в Америку к своим отцу и сестре в Сан-Франциско. Летиция Арджентери, автор книги «Тина Модотти: между искусством и революцией» пишет, что она прибыла 9 июля на остров Эллис, где декларировала, что она «не замужем, ростом 155 см, в хорошем психическом и физическом здравии, студентка». С ней были 100 долларов и билет на поезд до Сан-Франциско, где жили её отец и сестра Мерседес.
В первые годы в стране Модотти работала натурщицей и играла в пьесах и немых фильмах. Кульминацией её кинокарьеры стал фильм 1920 года «Тигровая шкура».
В год, когда Модотти появилась в «Тигровой шкуре», она познакомилась с фотографом Эдвардом Уэстоном (Edward Weston), который стал её ментором и оказал огромное влияние на её последующую фотографическую работу.
В 1921 году Тина и Эдвард стали любовниками, и в 1923 году вместе переехали в Мехико — в период между мировыми войнами важный центр культуры и общественной жизни. Там они открыли студию портретной фотографии.
Они вступили в Коммунистическую партию Мексики, познакомились с такими политическими и творческими экспатами как Сергей Эйзенштейн, Лев Троцкий, Лупе Марин и Жан Шарло, общались с мексиканскими интеллектуалами и художниками.
— Тина Модотти.
В то время как Уэстон вдохновился ландшафтом и народным искусством Мексики и стал делать абстрактные фотографии, Модотти была восхищена жителями Мексики и тем, как они живут. Она стеснялась называть себя «художником» и сконцентрировалась на фиксации социальной реальности. Однажды она сказала:
«Всегда, когда к моим фотографиям применяют слова «искусство» или «художественный», меня это неприятно задевает. Это вызвано, конечно же, неправильным или даже дурным использованием этих терминов. Я считаю себя фотографом и не более того. Если мои фотографии отличаются от того, что обычно делается в этой области, это именно потому, что я не пытаюсь создавать никакого искусства, только честные фотографии, без искажения и манипуляций».
Модотти стала «своим» фотографом Мексиканского движения монументальной живописи и снимала таких людей как Хосе Клементе Ороско и Диего Ривера, а также их работы. С 1924 по 1928 год Модотти сделала сотни снимков монументальных работ Риверы на зданиях Секретариата Общественного Образования в Мехико.
Когда Уэстон вернулся в Калифорнию, Модотти осталась в Мексике. В 1925 году она вступила в МОПР (Международная организация помощи борцам революции), коммунистическую организацию, которая задумывалась как «международный политический Красный Крест», призванный предоставлять материальную и моральную поддержку радикальным политическим узникам, «классовым борцам» по всему миру.
Патриция Альберс и Сэм Стаурдзе в книге «Тина Модотти и мексиканский ренессанс» пишут, что примерно в это же время Модотти познакомилась с несколькими революционерами и коммунистами, включая трёх лидеров Коммунистической Партии Мексики, которые так или иначе были связаны с ней романтическими отношениями: Хавьер Герреро, Хулио Антонио Мелла и Витторио Видали.
— Тина Модотти.
В 1930 году Модотти оказалась в тюрьме. Перед этим на улице убили кубинского активиста Хулио Антонио Меллу, когда он шёл с Модотти из офиса МОПРа. Модотти, за которой наблюдала как мексиканская, так и итальянская охранки, была допрошена насчёт убийства Меллы, а также попытки убийства будущего президента Мексики — Паскуаля Ортиса Рубио.
После 13 дней тюрьмы, на фоне срежиссированной антикоммунистической и антииммигрантской кампании, где говорилось о «яростной и кровавой Тине Модотти», художница и видный член Мексиканской Коммунистической Партии была освобождена и депортирована.
Несколько месяцев она провела в Берлине, за ними последовали несколько лет в Москве. После 1931 года Модотти не снимала, по крайней нет фотографий, однозначно подписанных её именем.
Когда в 1936 началась гражданская война в Испании, Модотти (под псевдонимом «Мария») уехала из Москвы в Испанию, где работала до 1939 года. После падения республиканского движения в Испании Модотти вернулась в Мексику под вымышленным именем.
Четвёртого января 1942 года, всего 45 лет от роду, Модотти умерла в такси, возвращаясь с ужина в доме поэта Пабло Неруды. У неё были враги и не все верили в смерть по естественным причинам. Диего Ривера открыто обвинял сталиниста Витторио Видали в её безвременной кончине. Вскрытие показало, что смерть наступила от остановки сердца.
Могила находится на кладбище Пантеон Долорес. Поэт Пабло Неруда посвятил Модотти эпитафию, часть которой также можно обнаружить на повреждённом надгробии, где также присутствует портрет Модотти, выполненный гравёром Леопольдо Мендесом.
Фотографии Модотти выставляются по всему миру — их видели в Италии, Польше, Германии, Австрии и других странах, включая Россию. В 2010 году в Венском художественном музее открылась выставка работ Тины Модотти, как фотографа и революционера. Было представлено 250 фотографий, многие из которых никогда ранее не показывались. В 2015 году в галерее Ричарда Нортона была организована выставка «Тина Модотти: фотографии мексиканских фресок».
Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО в Санкт-Петербурге, Россия, организовал выставку работ Модотти под названием «Тина Модотти. Искусство. Любовь. Революция» — она проходила с 20 сентября 2019 года по 18 ноября 2019 года.