Учёные Чикагского университета изобрели самый миниатюрный из известных ныне способов направлять свет

На фото стеклянный кристалл виден как тонкая линия в центре пластмассового прямоугольника, который держит на подставке соавтор исследования Ханьюй Хун (Hanyu Hong).<br />Фото Жана Лаша (Jean Lachat).
Фото Жана Лаша (Jean Lachat).

Как установили учёные Чикагского университета, стеклянный кристалл толщиной всего в несколько атомов может улавливать и переносить свет, что можно использовать в практических целях.

Двухмерные оптические волноводы могут привести к технологическому прорыву

Направление света с одного места на другое лежит в основе современного мира. Оптоволоконные кабели, проложенные под океанами и через континенты, в тонких, как волос, нитях переносят свет, который кодирует всё что угодно — от видео на «YouTube» до банковских переводов.

Тем не менее, профессор Чикагского университета Чживун Пак (Jiwoong Park) решил выяснить, что произойдёт, если сделать нити ещё более тонкими и плоскими — по сути, настолько тонкими, что они станут не трёх-, а двухмерными. Как поведёт себя свет?

С помощью серии новаторских экспериментов Пак и его команда обнаружили, что лист кристаллического стекла толщиной всего в несколько атомов может улавливать и переносить свет. Вдобавок такой лист оказался удивительно полезным и способным к транспортировке света на относительно большие расстояния — до сантиметра. В мире вычислений с помощью фотонов сантиметр — это очень много.

10 августа в журнале «Science» опубликована статья с результатами данного исследования, в которой описано, что, в сущности, представляют собой двухмерные фотонные схемы и какие новые технологии можно создать на их основе.

«Нас поразило могущество сверхтонкого кристалла; он способен не только удерживать энергию, но и переносить её в тысячу раз дальше, чем любая другая подобная система, — говорит ведущий автор исследования Чживун Пак, профессор и заведующий кафедрой химии, преподаватель Института Джеймса Франка (James Franck Institute) и Школы молекулярной инженерии имени Притцкера (Pritzker School of Molecular Engineering). — Кроме того, захваченный свет вёл себя так, будто он путешествовал в двухмерном пространстве».

Направляя свет

Это новое изобретение представляет собой способ направления света, или волновод, который, в сущности, является двухмерным. В ходе испытаний исследователи обнаружили, что, направляя свет в чипе, могут использовать чрезвычайно крохотные призмы, линзы и переключатели — все элементы, необходимые для интегральных схем и вычислений.

Photo by Jean Lachat
Профессор Чживун Пак (слева) и его помощник Ханьюй Хун (справа) изучают полученный материал в лаборатории Пака в Чикагском университете. В ходе тестирования они смогли направлять свет в чипе, используя крошечные призмы, линзы и переключатели — все элементы, необходимые для схем и вычислений. Фото Жана Лаша

Фотонные интегральные схемы уже существуют, но они намного крупнее и трёхмерные. Важно отметить, что частицы света, называемые фотонами, всегда путешествуют внутри существующих волноводов.

А в новой системе, ― объяснили исследователи, ― часть путешествующего фотона, поскольку стеклянный кристалл фактически тоньше его, выглядывает наружу.

Это немного походит на разницу между использованием в аэропорту для транспортировки багажа трубы и конвейерной ленты. В случае с конвейерной лентой чемоданы на виду, поэтому вы легко можете наблюдать за ними и регулировать их перемещение. «Ленточный» подход существенно упрощает применение стеклянных кристаллов в сложных устройствах, поскольку свет можно легко перемещать с помощью линз или призм.

Кроме того, фотоны могут получать информацию об условиях, в которых осуществляется их перемещение. Вспомним, как в аэропорту выясняют, не идёт ли снег, проверяя прибывшие с улицы чемоданы. Сходным образом можно использовать новые волноводы: для создания датчиков на микроскопическом уровне.

«Скажем, у вас есть образец жидкости, и вам надо определить, присутствует ли в нём какая-то интересующая вас молекула, — объясняет Пак. — Вы можете сделать так, чтобы поведение света при прохождении волновода через образец в присутствии этой молекулы изменялось».

Учёные также заинтересованы в создании очень тонких фотонных схем, которые можно было бы объединять для интеграции большого количества крошечных устройств в одну и ту же область чипа. В экспериментах на эту тему использовались только кристаллы дисульфида молибдена, но применение других материалов тоже, по-видимому, возможно.

Хотя учёные-теоретики предсказывали существование такого фотонного поведения, его реализация в лабораторных условиях потребовала многолетнего труда, подчёркивают исследователи.

«Решать эту задачу было очень трудно, но интересно, потому что мы продвигались в совершенно новую область. Вот почему всё, что было нужно, нам приходилось придумывать самим — от выращивания материала до измерения движения света», — говорит аспирант Ханьюй Хун, соавтор научной статьи, посвящённой данному исследованию.

Профессор Чживун Пак (слева) и его помощник Ханьюй Хун (справа)
Профессор Чживун Пак (слева) и его помощник Ханьюй Хун (справа) в лазерной лаборатории, где им удалось экспериментально подтвердить, что созданный ими материал, будучи меньше, чем свет, способен быть его переносчиком. Фото Жана Лаша.

Мёнджэ Ли (Myungjae Lee) (бывший научный сотрудник Чикагского университета с докторской степенью, ныне преподаватель Сеульского национального университета (Seoul National University)) — ещё один первый соавтор статьи. Авторами статьи являются также исследователь с докторской степенью Джэхён Ю (Jaehyung Yu), Фаузия Мужид (Fauzia Mujid) (получившая докторскую степень в прошлом году и ныне работающая в «Ecolab») и аспиранты Эндрю Йе (Andrew Ye) и Цэ Лян (Ce Liang).

Исследователи использовали Научно-технический центр материаловедения и инженерии Чикагского университета (Chicago Materials Research Science and Engineering Center), производственные мощности Притцкеровского завода по производству наноматериалов (Pritzker Nanofabrication Facility) и Корнелльский центр исследования материалов (Cornell Center for Materials Research).

Финансирование: Управление научных исследований ВВС США (U.S. Air Force Office of Scientific Research), Управление военно-морских исследований США (U.S. Office of Naval Research), Национальный научный фонд (National Science Foundation), Министерство обороны США (U.S. Department of Defense).

Автор оригинальной публикации: Луиза Лернер (Louise Lerner).