Медицинские мифы о грибах: рейши

Рейши и БАД из него.

«Гриб бессмертия» — так окрестили рейши, трутовик, о котором пойдёт речь в этой статье. Из-за колоссального пиара в медиа в качестве панацеи от всех болезней он пользуется спросом среди поклонников альтернативной медицины. Почему он не лечит, а лишь опустошает карманы доверчивого покупателя, расскажем далее.

Фунготерапия, она же гриболечение — это, как ни странно, явление новое, появившееся на волне распространения альтернативной медицины. Тогда его массово стали рассматривать отдельно от лечения прочими народными методами (до этого болезни лечили, чем умели, среди прочего и грибами, но не только ими). «Каноны» гриболечения в интернете растут, как грибы после дождя. Сведения о лечебных грибах распространяются по фольклорным принципам, только не из уст в уста, а от поста к посту. К счастью, большинство грибов, которые люди едят в качестве лечебного средства, безвредны (и бесполезны, конечно), и поэтому от их употребления нет отрицательных последствий. Но людям часто кажется, что они наблюдают эффект их применения, так как организм склонен иногда справляется с недугом и без вмешательств, а человек, в свою очередь, не любит вещи, которые не может контролировать, поэтому ему удобнее думать, что помогли ему именно грибы.

Так рейши растёт на коммерческих фермах
Так рейши растёт на коммерческих фермах.

Так как «любитель лечиться натуральными продуктами не мамонт, и не вымрет», в интернете полно шарлатанов, желающих нажиться на доверчивых гражданах. В прошлом материале о грибах мы упоминали отечественных гриботерапевтов — Михаила Вишневского и Ирину Филиппову. За рубежом гриболечение также вполне популярно. Его продвигают такие инфлюенсеры как Эндрю Вейл (Andrew Weil), холистический терапевт (имеет статус M.D.), фудблогерка Евгения Боун (Eugenia Bone) и миколог Пол Стамец (Paul Edward Stamets). У каждого из этих «знахарей» есть личная финансовая заинтересованность в продвижении грибов. Первый лечит грибами всё, от подагры до простатита, а последние два продают свои книги с методиками лечения. Все они, как один, воспевают полезные свойства кордицепса, шиитаке и героя нашего материала, гриба рейши. У этих трёх видов — кропотливо выстраиваемая годами лечебная репутация. Хотя с точки зрения доказательной медицины, их употребление не оказывает никакого серьёзного воздействия на организм. Кстати, нередко «целители» открыто заявляют, что существуют поддельные грибы, якобы выращенные не в тех условиях, в которых нужно. Это хороший маркетинговый ход, чтобы продвинуть вперёд свою, «правильную» продукцию и подвинуть конкурента.

Из-за того, что применение грибных БАДов почти всегда безвредно, внимание регулирующих органов к ним — довольно непристальное. Реклама такой продукции слабо регламентирована. Но есть успехи и на этом пути: по состоянию на 2018-й год 109 стран — членов ВОЗ ввели законодательное регулирование традиционной медицины, в том числе и грибной. Однако это регулирование не запрещает торговлю грибными БАДами, что позволяет многочисленным компаниям врать о чудодейственных свойствах «натуральных грибов».

Рейши в рот класть не спеши

Ganoderma lucidum — это макромицет из класса агарикомицетов, отдел — базидиевые грибы. В русскоязычной среде он имеет много названий — гриб рейши, гриб бессмертия, лакированный трутовик, ганодерма. Китайское название этого гриба — линчжи. Культура лечения им пришла к нам из Юго-Восточной Азии, находившейся многие столетия под культурным влиянием Китая. В источниках (классических медицинских трактатах) этот гриб мы встречаем, начиная с династии Хань, правившей Поднебесной две тысячи лет назад. Хотя история грибной медицины в этом регионе, как видно, насчитывает уже пару тысячелетий, жить дольше люди там стали только после знакомства с доказательной современной медициной. Однако, вопреки здравому смыслу, всё больше европейцев и американцев выбирают для борьбы с различными недугами традиционную медицину Юго-Восточной Азии.

Грибу рейши приписываются иммуномодулирующие, противоопухолевые, гепатопротекторные и противовирусные свойства. Утверждают, что он способен заменить антибиотики, снижает уровень жиров и глюкозы в крови, имеет противовоспалительное, противоаллергенное и антиоксидантное действие, регулирует работу сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Что характерно, сходные характеристики «уникализации» присваиваются практически любым средствам народной медицины. Обычно такие утверждения не содержат ссылок на источники, а если и содержат, то эти источники — сомнительного качества.

Многочисленные научные публикации, посвящённые исследованию свойств вторичных метаболитов рейши, как правило, сообщают о множестве полезных свойств, которые люди, возможно, когда-нибудь научатся использовать при лечении различных типов рака, вирусных, бактериальных и хронических заболеваний (первичные метаболиты сходны у всех живых организмов — нуклеиновые кислоты, протеины, липиды, углеводы, а вторичные метаболиты уникальны для каждой группы, выполняют какие-то специализированные функции, не связанные напрямую с ростом и размножением). Заявления, что эти полезные эффекты мы можем наблюдать и использовать уже сейчас, на поверку оказываются подтверждены исследованиями с некачественной методологией. Существует лишь небольшое число исследований о грибе с высоким доказательным уровнем. Например, в кокрейновском обзоре статей о применении рейши при сердечно-сосудистых заболеваниях было рассмотрено 4897 научных работ. Из всего этого множества проверку на качество методологии прошли только 10. Что вообще значит сообщение о низком или недостаточном качестве исследования? Что оно проведено на животных или на культурах клеток животных и человека, а не на самих людях, что использовались малые выборки, отсутствовало «ослепление» или были «игры» со статистическим анализом (о проблеме подгона результатов к пороговому значению, после которого различия считаются доказанными, можно прочитать в книге Петра Талантова — «0.05. Доказательная медицина от магии до поисков бессмертия«). Если удачно подобрать рецензентов, то и плохую работу не так сложно опубликовать. В то же время, для заказной пропагандистской статьи в интернете подойдёт любое из этих некачественных или недостаточных исследований: никто не будет разбираться в методологии. Да и само исследование, собственно, может быть заказано фирмой-производителем грибных БАДов, то есть, может присутствовать конфликт интересов. Но обычно люди обращают внимание, в лучшем случае, на наличие ссылки на статью в рецензируемом журнале, не читая саму статью дальше заголовка.

Если подходить с позиций доказательной медицины, использование рейши при лечении разных видов рака не основано на достаточных доказательствах. Это же относится и к лечению сердечно-сосудистых заболеваний. Есть и дополнительные сведения — о возможном вреде гриба. Для препаратов из рейши в качестве побочных эффектов фигурируют тошнота, бессонница, токсическое действие на лимфоциты, повреждения печени, хроническая диарея.

Большая часть всех исследований лекарственных свойств рейши — это работа с экстрактами (водными или спиртовыми) из плодового тела или мицелия. Из гриба таким образом вытягивается смесь разных веществ — бета-глюканов, полисахаридов, тритерпенов и других. Причём, в экстракте из плодовых тел находится не отдельное вещество в высокой концентрации, а смесь разнообразных соединений, причём лишь тех, которые смогли экстрагироваться в конкретных условиях из грибов, которые также выросли в некоторой среде и отличаются по составу из выросших в другой. Точный состав экстракта и концентрация веществ в нём обычно остаются неустановленными. Клетки в культуре могут в результате воздействия такого экстракта вести себя неким определённым образом (допустим, погибать), но это может быть реакцией не непосредственно на экстракт, а, например, на метанол — основу экстракта. Другой фактор, не позволяющий честным исследователям делать громкие заявления о грибе, заключается в том, что исследования на культурах клеток и на животных — это очень ранняя стадия, чрезвычайно далёкая от широкомасштабных клинических исследований на живых людях. Переносить выводы, сделанные в результате таких исследований, на человеческий организм ни в коем случае нельзя.

Более того, результаты отдельных экспериментов не могут быть применимы ко всем БАДам на основе гриба: в них попросту может не оказаться веществ с заявленной активностью. А если таковое вещество в БАДе и окажется, то у потребителя, скорее всего, возникнут проблемы с нужной дозировкой и с усваиваемостью в данной конкретной форме. Кроме того, не следует забывать о загрязнении препаратов из грибов (особенно высушенных плодовых тел) токсинами, микроскопическими грибками и бактериями.

Вдобавок, недавние исследования в таксономии показали, что трутовики с лакированной шляпкой и более или менее выраженной ножкой, которые ранее объединялись под названием Ganoderma lucidum, представляют собой не один вид, а комплекс близкородственных видов с различным географическим распространением. В Европе обитают три разных очень похожих биологических вида рода Ganoderma на ножке и с лакированными шляпками: Ganoderma lucidum, G. carnosum и G. valesiacum. На Дальнем востоке России и в лесах средней полосы, в Японии, Корее, в умеренной зоне Китая распространены Ganoderma lingzhi, lucidum s. str., shanxiense, boninense. Именно Ganoderma lingzhi упоминается в китайских медицинских трактатах. В тропической Азии (юг Китая, Вьетнам, Индия, Филиппины и прочая) встречаются Ganoderma calidophilum, flexipes, leucocontextum, multipileum, sichuanense, sinense, tropicum, weixiensis и др. В Америке также много своих видов рейши. И содержание разных «действующих веществ» в этих видах разное. Фактически, остаётся неясным, для какого именно вида характерна гипотетическая возможность эффективного лечения, так как, несмотря на «народность» G. linzhi, в разных исследованиях, изучавших потенциал терапевтического применения, фигурируют разные виды ганодерм.

То, что растёт в России, особенно в европейской части, и то, что считается лечебным в Китае, — разные виды, причём и в самом Китае много похожих друг на друга лакированных ганодерм на ножке. Отличить их сможет только специалист-миколог, причём лучше если он будет вооружен оборудованием для выделения и секвенирования ДНК. А вот сможет ли житель Москвы распознать, какую ему продали ганодерму, — под вопросом. Кстати, скорее всего продали ему обычную распространённую в России Ganoderma lucidum. А в Америке одна из проверок коммерческих штаммов и продукции рейши показала, что подавляющее большинство из них относятся к G. linzhi, тому виду, которым лечили в Китае. Но некоторые относятся к другим видам, в том числе и таким, которые обычно не считаются лечебными, и лечение ими не подкрепляется даже никакой народной традицией.

Как правило, зарубежные компании, специализирующиеся на продаже лекарственных грибов, в каталогах своей продукции пишут, что снимают с себя ответственность за любое нежелательное действие гриба, а также указывают, что заявления о положительных лекарственных свойствах не были подтверждены авторитетным органом — в случае США это U.S. Food and Drug Administration (FDA). Именно такую картину мы наблюдаем на сайте Fungi Perfecti, основанном Полом Стамецем.

В России же предупреждать покупателя, как правило, никто не спешит. Всё, что у нас есть для первичной оценки, «лекарство ли это», — Государственный реестр лекарственных средств. Если препарат не значится там, скорее всего это БАД, безвредность которого можно проверить в реестре Роспотребнадзора. Кстати, некоторые считают, что если препарат упоминается в агрегаторе медицинских исследований PubMed, значит его использование оправдано. Но PubMed — это просто библиотека научных работ типа российской elibrary. Там собрано множество журналов разного качества, от очень серьёзных, опубликоваться в которых означает в т.ч. зарегистрировать публичный план клинических испытаний ещё до начала проведения опытов, до откровенно «мусорных», в которых за деньги можно опубликовать что угодно. Те, кто любит приводить статьи из PubMed в качестве доказательства, редко обращают внимание на рейтинг журнала, на содержание статьи, читая максимум аннотации.

В заключение скажем, что самый безвредный способ гриболечения — это медитативное собирание грибов в осеннем лесу. Дышать свежим воздухом и отвлечься от рутины ещё никому не повредило. А вот тащить в рот разные вещества с недоказанной полезностью и, тем более, безопасностью, отнюдь не стоит.