Идеальные саркофаги с вмятинами и билеты в кафе

+7 926 604 54 63 address
 Пирамида Джосера.
Пирамида Джосера.

Продолжение египетского дневника «Антропогенеза.Ру» и «Лаборатории научных видео». Начало читайте по ссылке: https://22century.ru/popular-science-publications/the-sphinxs-tale-1.

Египетский дневник 2021. День 2. 9 апреля

Утром за нами заехал Мухамед. Он оказался не один, а с братом, который сидел за рулём; сам Мухамед решил, видимо, взять на себя функцию гида (о чём, надо сказать, его никто не просил). Таким образом, в не очень большую машину нас набилось семь человек. В тесноте да не в обиде едем в Саккару. Там находится целых одиннадцать пирамид. Правда, от большей их части мало что осталось, но «жемчужина» Саккары — пирамида Джосера — сохранилась хорошо, кроме того, её продолжают реставрировать. Мы уже посещали Саккару в 2017 году, так что могу порекомендовать мой старый рассказ.

Мимо проплывает типичный египетский пейзаж: канал с плавающим в нём мусором, пыльные кирпичные дома с торчащей из крыши арматурой. Картину, к счастью, порой оживляет буйная египетская растительность. Промелькнуло поле манговых деревьев. «Я знаю, что русские очень любят манго», — говорит наш попутчик. У обочины — уже знакомые нам цапли, собаки, ослики. Мухамед жалуется, что вчера ночью было холодно: «18 градусов! Для вас, русских, это лето, но для нас это зима».

Подъезжаем к погребальному комплексу Джосера (царь — основатель III династии, XXVII век до н.э.). В отличие от Гизы, здесь почти пусто. Умиляют установленные у входа урны «раздельного сбора мусора».

Валерий Senmuth на фоне ворот заупокойного комплекса Джосера
Валерий Senmuth на фоне ворот заупокойного комплекса Джосера.

Четыре года назад мы тоже любовались пирамидой Джосера, но тогда её внутренние помещения были закрыты для посетителей. Сама пирамида стояла в лесах, а у её подножия проводились раскопки. Теперь у нас есть возможность зайти внутрь и даже вести там съёмку. Реставрационные работы и раскопки продолжаются, но переместились на другие части комплекса.

Кстати, вчера Максим Лебедев сказал, что в Египте может нанести за один день 5—7 см песка. Это серьёзная проблема для египтологов. Представьте, что вы долго и кропотливо трудитесь над расчисткой памятника, а затем налетает ветер и снова всё заносит песком.

Западный вход в гипостильный зал заупокойного комплекса Джосера
Западный вход в гипостильный зал заупокойного комплекса Джосера.

Результат восстановительных работ налицо: часть кладки пирамиды сильно отреставрирована, новенькие известняковые блоки визуально сильно выделяются. Когда-то вся пирамида (как и сооружения Гизы) была облицована белым отшлифованным известняком. Сейчас сохранилось только несколько нижних рядов облицовки.

Пирамида Джосера. Видна отреставрированная и оригинальная кладка
Пирамида Джосера. Видна отреставрированная и оригинальная кладка.

Как вы, наверное, знаете, пирамида Джосера — древнейшая пирамида в мире, её спроектировал легендарный Имхотеп. Распространена версия, что ступенчатую пирамиду Имхотеп придумал, предложив поставить одну на другую несколько традиционных мастаб — прямоугольных гробниц со скошенными гранями. Я сам неоднократно излагал эту версию, но возможно, всё несколько иначе. Валерий Senmuth обратил внимание, что те мастабы, которые приводят в пример как прототипы ступеней пирамиды, на самом деле позднее Джосера, они относятся к IV династии. Налицо нарушение хронологии. Валерий предположил, что в качестве прообраза пирамиды Имхотеп мог использовать другой тип раннего погребального сооружения — ступенчатый холм с оградой. Возможно, пирамида — увеличенная версия такого холма. И ограда есть — погребальный комплекс обнесён каменной стеной, высота которой когда-то составляла 10,5 м. Лишь в одном месте в южной части стена восстановлена целиком, включая впечатляющий фриз с уреями — стилизованными изображениями кобр. Богиня-кобра Уаджет, как известно, была покровительницей Нижнего Египта. В этой части комплекса ведутся работы по реставрации «южной гробницы» — 30-метровой шахты, на дне которой находилась небольшая гранитная камера. Возможно, в этом символическом погребении должен был размещаться Ка («двойник») царя. Сейчас шахта открыта и её глубокое «жерло» выглядит жутковато.

Сохранившийся фриз с кобрами-уреями
Сохранившийся фриз с кобрами-уреями.

Имхотеп считается изобретателем не только пирамиды, но и такого архитектурного элемента, как колонна. Главная часть заупокойного храма Джосера (через него мы проходим внутрь комплекса) — зал с 40 колоннами, выполненными в виде связок стеблей папируса. Это, правда, не истинные колонны — перемычками они соединяются со стеной. Над колоннадой сооружён современный бетонный потолок. От оригинального перекрытия остался лишь маленький кусочек.

Колонны гипостильного зала заупокойного комплекса Джосера
Колонны гипостильного зала заупокойного комплекса Джосера.

Зайти в помещения под пирамидой можно через южный вход. Это не настоящий вход в пирамиду, он сделан то ли грабителями, то ли теми, кто ещё в древности хотел отремонтировать гробницу царя. Ремонт проводился во время XXVI династии, через две тысячи лет после правления Джосера. Стремясь отдать дань уважения царю Древнего царства, древние реставраторы проделали этот туннель и укрепили потолок погребальной шахты с помощью деревянных балок. Возможно, правда, часть балок установили ещё при Джосере, когда потолок начал осыпаться прямо на саркофаг.

Деревянные балки в погребальной шахте пирамиды Джосера
Деревянные балки в погребальной шахте пирамиды Джосера.

Перед входом в пирамиду наш сопровождающий спрашивает: не собираемся ли мы «медитировать внутри»? Пожалуйста не надо! Успокаиваем Мухамеда: мы нерелигиозные.

По ступенькам спускаемся к входу. Тоннель с потолком, поддерживаемым грубо вырезанными колоннами, ведёт к огромной погребальной шахте глубиной 28 метров. Видим те самые деревянные балки. На дне шахты — саркофаг, состоящий из нескольких рядов гранитных блоков (выглядят они, правда, не как гранитные — очень светлые и однотонные. Видимо, такой вид саркофаг принял из-за толстого слоя пыли. Судя по фотографиям, сделанным снизу, это таки гранит). От шахты в разные стороны расходятся разветвлённые коридоры. Длина всей системы подземных ходов в Саккаре составляет 6 км.

Внутри пирамиды Джосера (южный вход)
Внутри пирамиды Джосера (южный вход).
Погребальная шахта. Вид на саркофаг Джосера
Погребальная шахта. Вид на саркофаг Джосера.

Истинный вход в пирамиду находится с севера и ведёт прямо к саркофагу, но попасть туда нам, увы, не удалось: смотрители наотрез отказались нас пускать, мотивируя тем, что на это нужно «разрешение от властей из Каира» и 1000 долларов. Валерий расстроился. Он полагал, что египтяне просто «ленятся» открывать для нас вход. Несмотря на все просьбы и увещевания, смотрители остались непреклонны.

Но пора начинать стрим. Мы долго и тщательно настраиваемся, а наши сопровождающие терпеливо сидят и ждут (похоже, весь саккарский люд собрался у одинокой группы туристов). Стрим стартует и… почти сразу рвётся. Меняем симку, пробуем отходить подальше от пирамиды, забираемся на возвышение. Тщетно: связь всё равно временами прерывается. Тем не менее, мы обходим пирамиду, показываем нашим зрителям так называемый Южный дом — это сооружение с колоннами находится с восточной стороны пирамиды. Внутри есть иератическая надпись, относящаяся к эпохе Рамсеса II. В этой надписи египтологи впервые встретили имя Джосера как царя, похороненного в пирамиде.

Иератическая надпись в Южном доме, где упоминается Джосер
Иератическая надпись в Южном доме, где упоминается Джосер.

С северной стороны пирамиды есть закрытая камера — т.н. сердаб, в котором находится статуя самого Джосера (точнее, копия этой статуи, саму скульптуру увезли в Каирский музей). На статую можно полюбоваться через специальные отверстия в стене камеры.

Какой всё-таки контраст с Гизой! В Саккаре гораздо меньше местных попрошаек, и они не столь навязчивы. Колоритный старичок-бедуин подходит ко мне прямо во время стрима, позирует и просит «русских денег». Русских не нашлось, пришлось дать ему египетских — мне не жалко. С нами с самого начала увязался долговязый египтянин из смотрителей. Через некоторое время Мухамед недовольно спросил меня: «Зачем вы ходите с ним? Он должен понять, что вас сопровождаем МЫ. А он теперь считает, что вы должны будете ему заплатить. Скажите, что вам не нужна его помощь».

Действительно, после обхода пирамиды египтянин вежливо интересуется: как меня зовут, а дальше произносит слово «money». Я сухо отвечаю, что у меня есть билет на посещение пирамиды. Египтянин отстал. Мухамед, наблюдавший эту сцену, выглядит удовлетворённым.

А. Соколов и пожилой бедуин
А. Соколов и пожилой бедуин.

Проходим мимо шахтной гробницы Амена-Тефнахта и идем к пирамиде Унаса: её посещение входит в стоимость билета.

Валерий Senmuth фотографирует шахтную гробницу Амена-Тефнахта
Валерий Senmuth фотографирует шахтную гробницу Амена-Тефнахта.
Пирамида Унаса
Пирамида Унаса.

Унас (или Унис) — последний царь V династии, царская власть при нём ослабла, поэтому ему удалось построить только скромную пирамидку, самую маленькую среди пирамид царей V династии. Это полуразрушенное сооружение снаружи выглядит как куча обломков и песка. Мало того, что пирамида построена не слишком качественно, так её ещё активно растаскивали для строительства новых гробниц. Сохранилась, правда, нижняя часть облицовки в нескольких местах — всё тот же белый известняк из Туры. Облицовка примечательна тем, что даёт информацию о способе подгонки блоков друг к другу. На известняковой подложке под стыками между двумя блоками есть характерные надпилы. По мнению Олега Круглякова, это побочный эффект технологии шлифовального пропиливания:

«Если, плотно сдвинув друг с другом шершавые после отёсывания бока поверхности двух блоков, пропилить стык тонким двухсторонним плоским напильником и после этого опять сдвинуть блоки, шов получится очень плотным».

При таком подходе пила, пройдя стык, чиркала по подложке, оставляя на ней след.

Руины нижнего храма пирамиды Унаса
Руины нижнего храма пирамиды Унаса.

А сама пирамида знаменита тем, что на стенах её внутренних помещений начертаны древнейшие погребальные тексты — заклинания, обеспечивающие благополучное путешествие царя в загробный мир. Вероятно, до постройки пирамиды Унаса ритуальные тексты передавались жрецами только устно.

Тексты на стене внутри пирамиды Унаса, съёмку ведёт Виталий Краусс (Лаборатория Научных Видео)
Тексты на стене внутри пирамиды Унаса, съёмку ведёт Виталий Краусс (Лаборатория Научных Видео).

Внутри уже знакомая картина: уходящий вниз приземистый коридор (один из нас сильно треснулся лбом о балку) заканчивается двумя камерами со стенами, сплошь покрытыми надписями. «Двускатный» потолок с пятиконечными звёздами символизирует небо. Разглядываем массивный саркофаг из граувакки. Может, залезть в него, снять видео изнутри? Но местный смотритель заламывает непомерную цену, и договориться не получается. Поэтому просто фотографируем внутренность саркофага, в том числе его внутренние углы (вопреки рассказам немогликов, далёкие от идеала).

Саркофаг в пирамиде Унаса
Саркофаг в пирамиде Унаса.

Эту пирамиду, как и другие, грабители «вскрыли» ещё в древности. Тем не менее, египтологам удалось найти фрагменты мумии царя — правую руку, череп и большеберцовую кость. Пишут, что эти останки должны находиться в Каирском музее.

От пирамиды Унаса идёт дорога, соединяющая заупокойный храм царя (он находился рядом с пирамидой) и его нижний храм. Когда-то длина дороги составляла более 700 м, она была ограждена каменными стенами и имела крышу. Сейчас от стен и крыши полностью восстановлен небольшой кусочек, который позволяет представить, как всё это могло выглядеть когда-то. Стены покрыты рельефами, а на потолке, украшенном звёздами, сохранились следы голубой краски. Интересны сюжеты рельефов: например, показана транспортировка на кораблях двух пальмовидных колонн, по 40 тонн каждая, предназначавшихся для заупокойного храма. На другом рельефе мы видим процесс производства меди: двое рабочих дуют в специальные трубки (мехов в то время ещё не изобрели); кузнец замахивается каменным молотом. Охота; сбор урожая; крестьяне готовят рыбу; слуга ведёт на поводке ручного павиана.

Процессионная дорога Унаса: Изображение транспортировки колонн на корабле
Процессионная дорога Унаса: Изображение транспортировки колонн на корабле.
Процессионная дорога Унаса: Изображение производства меди
Процессионная дорога Унаса: Изображение производства меди.
Процессионная дорога Унаса: Изображение ручного павиана
Процессионная дорога Унаса: Изображение ручного павиана.

А мы движемся к, вероятно, главной цели сегодняшнего дня: Саккарскому серапеуму. Это подземное сооружение, в котором хоронили священных быков Аписов — земных воплощений бога Птаха. Священного быка выбирали по особым приметам жрецы. А когда бык умирал, его бальзамировали и погребали в огромном каменном саркофаге. В эллинистическом Египте возник культ бога Сераписа (Серапис — объединение имен «Осирис» и «Апис»), соединившего в себе образы нескольких египетских богов. Поэтому некрополь священных быков и называется Серапеум. Быков тут хоронили с правления Рамсеса II (XIII в. до н.э.), но большая часть захоронений была создана, начиная с VII века до н.э. Саркофаги действительно очень большие. Весят они, конечно, не по сто тонн, как пишут кое-где, но десятки. Представьте коробку весом 27—45 тонн + крышку ещё тонн 20. И всё из твёрдых пород камня: гранит, диорит, сиенит-порфир.

Вот облюбованное немогликами место! Его восславил сам Кристофер Данн. Вы помните его, наматывающего нитку на пресловутый Керн №7? Здесь же он позирует, прикладывая к саркофагу невероятно точный угольник.

«Потом я измерил углы саркофага, и они оказались равны 90 градусам. Я искал ошибки и не мог найти ни одной» — цитирует Данна некий сайт.

«Их гладкие плоские поверхности, ортогональное совершенство и невероятно малые внутренние угловые радиусы, которые я проверил с помощью современных прецизионных прямых кромок, квадратов и радиометров, вызывают у меня трепет», — пишет Данн в другой статье, не приводя, впрочем, результатов своих измерений. Он только сообщает, что угольник, которым он проверял точность углов, «откалиброван до 0,00005 дюйма (то есть 5/100 000 дюйма)». Если речь об отклонении от прямого угла на 0,00005 дюйма на дюйм, то получается, что точность измерения  — 0,00286, примерно 3 тысячных градуса! Правда, это точность угольника, а не углов в саркофаге…

А вот точность этих углов мы бы и хотели проверить. Для этого Георгий специально приобрёл электронный угломер Elitech (разрешение 0,05 градуса, Точность — ±0,15 градуса), увы, совсем не такой невероятно точный, как у Данна, но всё же позволяющий приблизительно оценить качество работы египетских мастеров.

Мы не первые, кто провел такие измерения, но до нас никто, похоже, не делал видеофиксации этого процесса. Но чтобы нам позволили залезть с угломером в саркофаг, надо договариваться и потребуется щедрый бакшиш…

Уже по дороге к Серапеуму в неспешной речи Мухамеда и его брата появляются явственные немоглические нотки. Как египтяне пилили такие огромные камни? Как они их перемещали? Как поднимали? Как протащили в столь узкие двери? Как обрабатывали гранит в темноте с такой точностью? «Ты знаешь, как они это делали? (Мухамед делает таинственное лицо). Они резали камень с помощью… голоса! (by voice). У них была духовная сила!»

Ввязываться в спор не хочется, тем более, мы уже пришли. Ступеньки уходят под землю.

Саркофаг в серапеуме.
Саркофаг в серапеуме.
Саркофаг в серапеуме
Саркофаг в серапеуме.
Саркофаг в серапеуме
Саркофаг в серапеуме.
Саркофаг в серапеуме.
Саркофаг в серапеуме.

Саркофагов здесь 26 штук, и я специально заранее скачал схему подземелья, чтобы не запутаться. Осматриваем эти коробки одну за другой. Каменные гробы расположены в нишах, находящихся ниже уровня основного прохода. И действительно, очень большие. Пишут, что большинство из них на момент обнаружения в 1850 году были вскрыты и пустовали. Единственный саркофаг, содержавший мумию быка, сейчас находится в Сельскохозяйственном музее в Каире.

А что там с точностью? На первый взгляд, поверхность саркофагов гладкая, но при пристальном осмотре на ней заметны многочисленные дефекты и неровности. Но это снаружи, а внутри нам обещают космическое качество. Осталось это проверить.

Следует долгий торг при посредничестве Мухамеда, и в итоге нам разрешают забраться в один из саркофагов — №16, сиенит-порфировый (правда, его крышка похожа на гранитную). Но! Внутри может находиться только один человек, и снимать только на одну камеру. Ок, Гоша с угломером полезет внутрь, Виталий снаружи будет снимать, а я — светить. Нервный смотритель-араб неотступно следует за нами. Когда мы уже хотим начать съёмку, он замечает у Гоши прицепленный радиомикрофон. «Я же сказал, только одна камера!». После попыток объяснить, что это не камера, микрофон всё же приходится снять. В итоге запись получилась без звука. К счастью, на записи в большинстве случаев отчётливо видны цифры на табло угломера.

Георгий Соколов измеряет внутренний угол саркофага №16
Георгий Соколов измеряет внутренний угол саркофага №16.

Итак: угол между крышкой и саркофагом справа в одном месте: 90,3, в другом месте — 91,4. С левой стороны 90,8, в другом месте 89,7.

Горизонтальные углы между стенками саркофага (ближняя к нам грань): 91,3, 91,1

Дальний угол между полом и боковой стенкой — 90,8.

Горизонтальный угол снаружи саркофага в одном месте оказался 90,0. Ура, идеальный! Но переместив угломер ниже, Гоша получил уже 89,1, а выше — 90.2. С другой стороны саркофага — 89,6. Выше — 90,8.

В итоге, мы видим отклонения от «идеальных прямых углов» внутри в пределах 1,4 градуса, снаружи в пределах 0,8 градусов. Хорошая точность… для ручной работы. Но ни о каких космических «тысячных градуса» речи, конечно, не идёт.

Правда, есть спасительное объяснение: Данн-то измерял углы в другом серапеумском саркофаге, номер 23. Уж он-то точно космически идеален! Одно могу сказать: наши оценки точности углов примерно соответствуют измерениям, сделанным проектом Исида в саркофагах 17 и 25 в 2013 году (см. здесь). У ребят тоже получилось плюс-минус градус-полтора-два.

Ещё один саркофаг — №17 — мы не измеряли, но осмотрели со всех сторон. Этот сиенит-порфировый гроб покрыт снаружи надписями и орнаментом. И при осмотре вблизи становится очевидно, насколько грубо выполнены изображения. Их автор точно работал с помощью ручных инструментов. «Прямые параллельные» линии местами не совсем параллельные и совсем не прямые. Просматривается и техника работы: выбоинки от множества последовательных ударов острым орудием. Конечно, и тут есть великолепная отговорка: изображения сделаны, конечно, обычными людьми, но наносились они на саркофаг, идеальные грани которого обработаны неведомыми древними богами с помощью высоких технологий. Правда, на идеальной грани сзади саркофага зияют внушительные вмятины, причем поверхность вмятин отполирована, а узоры нанесены поверх неровностей. Гид, который при нас привёл несколько русскоязычных туристов, объяснил такую картину залихватски: вмятина на поверхности образовалась за тысячи лет, «от времени»… Полагаю, что вмятины таки присутствовали с самого начала. Скорее всего, это дефект заготовки, из которой вырубался гроб.

Изображение на саркофаге №17
Изображение на саркофаге №17.
«Идеальная» грань саркофага №17
«Идеальная» грань саркофага №17.
Параллельные прямые на саркофаге №17
Параллельные прямые на саркофаге №17.

После Серапеума мы посетили две древние усыпальницы: мастабу Кагемни — визиря при царе Тети, и пирамиду самого Тети — ещё один невзрачный холм, символ упадка «пирамидостроительства» в начале VI династии. Внутренности пирамиды Тети в целом похожи на гробницу Унаса — такой же низкий коридор, погребальная камера с магическими текстами и двускатным звёздчатым потолком. Массивный саркофаг из граувакки впервые содержит внутри надписи, включая царский картуш. Пишут, что хотя эту пирамиду, как и многие другие, разграбили в древности, исследователям удалось найти кое-что из погребального инвентаря, в том числе сосуд с внутренними органами Тети, а также фрагменты мумии (часть руки и лопатка).

Пирамида Тети
Пирамида Тети.
Саркофаг в пирамиде Тети
Саркофаг в пирамиде Тети.

На задней внешней стенке саркофага находятся несколько изогнутых борозд. Казалось бы, ну борозды и борозды. Ан нет! По утверждению «альтернативных историков», это следы древней дисковой пилы или фрезы на саркофаге из базальта — «одного из самых твёрдых природных материалов»! Правда, на самом деле саркофаг сделан из граувакки — это разновидность песчаника. А борозды, как полагает Олег Кругляков, представляют собой следы обычной шлифовки после обработки поверхности дроблением. Об этом дроблении свидетельствует множество характерных «язвочек» на поверхности камня, которые и хотели сошлифовать. Борозды — дефект, который остался от движения шлифовальной плиты по неровной поверхности. Опыты показывают, что даже гранит хорошо шлифуется с помощью куска кварцита или песчаника, а уж граувакка подавно (см. также https://vk.com/@chtomoglidrevnie-popytka-egipetskoi-trasologii).

След от «древней дисковой пилы» на саркофаге Тети (Фото — Олег Кругляков)
След от «древней дисковой пилы» на саркофаге Тети (Фото — Олег Кругляков).
Надписи внутри саркофага Тети
Надписи внутри саркофага Тети.

Очень интересна гробница Кагемни — благодаря множеству замечательных рельефов внутри этой мастабы, местами даже с сохранившейся краской. Вот бегемот кусает крокодила за морду. Вот охота на бегемотов с копьями. Вот женщина выкармливает поросеночка (или целуется с ним?). Забавные лягушки, птицы, усатые рыбы, недовольная корова, рога которой привязали к задним ногам. Наконец, девушки-танцовщицы, исполняющие какой-то невероятный канкан. В мастабе Кагемни жизнь бьёт ключом.

Рельеф в мастабе Кагемни
Рельеф в мастабе Кагемни.
Рельеф в мастабе Кагемни
Рельеф в мастабе Кагемни.
Рельеф в мастабе Кагемни
Рельеф в мастабе Кагемни.
Рельеф в мастабе Кагемни
Рельеф в мастабе Кагемни.
Рельеф в мастабе Кагемни
Рельеф в мастабе Кагемни.
Фигурка Имхотепа в музее Имхотепа
Фигурка Имхотепа в музее Имхотепа.

В заключение нашего похода в Саккару — музей Имхотепа. Я был здесь четыре года назад, но ещё раз с удовольствием осмотрел экспозицию. Конечно, я залип на витринах с каменными вазами. Некоторые шедевры из кальцита высотой более метра потрясают — всё фотографирую, чтобы отправить Ольге Вдовиной, в это время трудящейся над куском диорита в Кемерово. Правда, ни одного диоритового сосуда увидеть в музее не удалось. В основном изделия из брекчии, кальцита (алебастра), сланца. Пара гранитных ваз. Есть и другие примечательные изделия, например плоская и тонкая кальцитовая тарелка. На фото с раскопок пирамиды Джосера — горы каменных ваз, извлечённых из подземных помещений под пирамидой.

Ещё один интересный экспонат — древнейший архитектурный чертёж, точнее, набросок на куске известняка, относящийся к III династии. Нарисована часть свода какого-то сооружения. Может, чертил сам Имхотеп? Среди прочих наиболее запомнившихся элементов экспозиции — большой кусок стены подземного помещения пирамиды Джосера, покрытый бирюзовыми фаянсовыми плитками. И ещё раз отдаю почести мумии царя Меренра (если, конечно, это его мумия). Останки, найденные в пирамиде Меренра, хранятся в музее, но до сих пор детально не исследованы. Если же это действительно тот самый царь — то мумия оказывается древнейшей из более-менее сохранившихся царских мумий. Кстати, в русской википедии говорится, что настоящее местонахождение мумии неизвестно. Вот она, в витрине лежит!

Кальцитовые (алебастровые) вазы, музей Имхотепа
Кальцитовые (алебастровые) вазы, музей Имхотепа.
Кальцитовая тарелка, музей Имхотепа
Кальцитовая тарелка, музей Имхотепа.
Древнейший архитектурный набросок в музее Имхотепа
Древнейший архитектурный набросок в музее Имхотепа.
Фрагмент стены подземного помещения пирамиды Джосера, музей Имхотепа
Фрагмент стены подземного помещения пирамиды Джосера, музей Имхотепа.

Возвращаемся в Каир переполненные впечатлениями и голодные. В поисках обменника и какого-нибудь кафе идём бродить по улицам Гизы. Не везде гулять комфортно: на некоторых улицах тротуары фактически отсутствуют или заставлены припаркованными машинами, товарами или просто какими-нибудь бочками, движение довольно сильное, а старые автомобили как следует коптят. За нами — диковинными европейцами — увязалась группа подростков. Они шли за нашей группой довольно долго, держась на расстоянии, но не отставая, и время от времени что-то весело кричали.

Наконец заходим в выглядящее прилично кафе под вывеской Smile. «Улыбка» оказалась кривоватой. Пообедав, мы попросили официанта принести счёт. Тот ушёл и вернулся с бумажкой, на которой красовалась цифра «200» (долларов!). За обед пятерых человек непомерно дорого, поэтому просим «детализацию». Помявшись, официант принес список, в котором, помимо прочего, обнаружились семь «билетов» по 100 фунтов каждый (100 фунтов = примерно 500 рублей). Билет за посещение кафе! Бинго! И почему семь, нас же пятеро? При пересчёте же итоговой суммы из фунтов в доллары получилось… 117. Видимо, ребята по-египетски округлили 117 до 200 (почему не до 1000?). При виде нашего возмущения, официант поспешно рвёт бумажку: «Простите за это недоразумение». Ноги нашей больше не будет в Smile.

Дворик в Гизе
Дворик в Гизе.

Но на этот вечер пришлась ещё одна попытка нас «развести». Уже по возвращении в отель, мы с Гошей отправились ещё раз на поиски обменника. Идущий на встречу молодой араб, расплываясь в улыбке, кричит: «Ребята, это же я, Мухаммед (Абдул, Али, Мустафа…) из вашего отеля!» Смотрим на него: может, и правда из нашего? «Ну как дела, что ищете? Обменять валюту? Легко, идёмте, я покажу!» И Мухаммед-Али бодро ведёт нас куда-то во дворы. Там, в глубине, уже забрезжили витрины какого-то забытого Аллахом «магазина ароматических масел имени Тутанхамона». Поняв, что нас завлекают на традиционный шопинг, мы молча разворачиваемся и уходим. Вдогонку доносится разочарованное «Have a nice day…»

Завтра — Дахшур.

.
Комментарии