Мумии каменного века найдены на фотографиях

+7 926 604 54 63 address
 Арапоуко, 1962. Реконструкция взаимного расположения могил на основе фотографий.
Арапоуко, 1962. Реконструкция взаимного расположения могил на основе фотографий.

Когда люди стали мумифицировать покойников? Широко известны египетские мумии, но, судя по всему, различные практики, направленные на сохранение мёртвого тела, существовали в гораздо более глубокой древности — чуть ли не в мезолите.

Только что вышла публикация, авторы которой приводят свидетельства мумификации у охотников-собирателей, населявших территорию современной Португалии 7—8 тыс. лет назад. Очень интересен метод исследования: доказательства основаны на тщательном изучении старых фотографий, сделанных на раскопках ещё в 1960-е годы.

Речь идёт о мезолитических погребениях, находящихся в долине Садо на юго-западе Португалии. Два археологических памятника, Арапоуко и Покас-де-Сан-Бенту, раскапывались с середины XX века и исследуются до сих пор. Большинство погребений хорошо изучены. Однако у исследователей отсутствовали фотографии могил, раскопанных в 1960 и 1962 году.

Недавно в руки учёным попали 3 кассеты с пленкой, отснятой в процессе этих раскопок. Плёнки проявили, напечатали и исследовали с точки зрения археотанатологии. Это такая дисциплина, которая изучает процессы, происходящие с захороненным мёртвым телом. А зачем это нужно? Ну, например, чтобы разобраться в тонкостях погребального ритуала. Был ли покойник захоронен целиком или по частям? «Свеженьким» (пардон!) или уже разложившимся, или вообще в виде кучи костей? Как вы догадываетесь, бывало очень по-разному.

Во время первых раскопок в Садо археологи нашли более 100 скелетов возрастом от 8150 до 7000 лет (такие даты дал радиоуглеродный анализ).

Фотографии сделал археолог Мануэль Фаринья дос Сантос (Manuel Farinha dos Santos) — он уже 20 лет как умер. Конечно, существовали и другие фотографии с раскопок, но погребений запечатлено было очень мало. У археологов, правда, сохранилось ещё одно интересное свидетельство — два погребения из Арапоуко, которые были сохранены целиком, залитые парафином. Выглядят они очень похоже на то, что зафиксировано на фотографиях.

Воспользовавшись новой возможностью, археологи тщательно изучили каждое захоронение, сверяя данные с результатами экспериментов.

Чтобы вы понимали, что такое эксперимент в танатологии: берут человеческое тело, захоранивают определённым образом, а затем наблюдают, что с ним будет происходить.

На большинстве фотографий из Арапоуко видно сразу по нескольку погребённых индивидов, что позволило исследователям восстановить расположение почти всех могил в пространстве. Захоронения размещались очень близко друг к другу, так что новые могилы порой слегка вторгались на территорию старых, но сильно не повреждали их. Это значит, что люди, хоронившие нового покойника, имели представление о расположении могил.

Специалисты постарались установить, в каком состоянии пребывали тела на момент погребения, для 30 индивидов с фотографий. Конечно, не всегда это возможно: фотографии чёрно-белые, не лучшего качества, крупные планы отсутствуют. Но кое-что выяснить удалось.

Во-первых, в обоих могильниках тела захоранивались, ещё сохраняя свою анатомическую целостность, т.е. с мягкими тканями, и сразу засыпались землёй, так что разложение происходило уже в заполненной могиле. Об этом говорит положение конечностей у скелетов: при погребении их кости ещё соединялись в суставах.

Есть некоторые различия в ритуале: в Арапоуко чаще всего тело располагали на спине, реже на боку, с подогнутыми ногами. На втором могильнике у большинства скелетов также были подогнуты ноги, но тела располагались на боку, чаще на правом. В нескольких случаях конечности согнуты в крайней степени: чтобы добиться такого, тело требовалось завернуть или туго связать. В целом такая практика — захоронение в «скрюченной» позе, в небольшой яме — типична для мезолитических могильников этой территории.

ARA1962, неизвестный индивид номер 3. Скелет в чрезвычайно скрюченном положении
ARA1962, неизвестный индивид номер 3. Скелет в чрезвычайно скрюченном положении.

Однако два захоронения — одно в Арапоуко (ARA1962, неизвестный индивид номер 3) и одно в Покас-де-Сан-Бенту (PSB1960, XII) выделяются на фоне остальных.

Погребение в Арапоуко — скелет взрослого человека, лежащего на спине с очень сильно согнутыми конечностями, прижатыми к телу спереди. Исследователи обратили внимание на то, что кости стоп сохранили своё анатомическое положение. Дело в том, что когда тело разлагается в могиле, происходит его вздутие, а затем, по мере распада мягких тканей, внутри образуются пустоты, куда часто проваливаются разрозненные кости кистей и стоп. Но в погребении «ARA1962, н.и. 3» стопы, расположенные перед телом чуть ниже живота, сохранили свои сочленения. Такое могло получиться, если в могилу поместили не свежее тело, а уже высушенное — мумию.

Второе погребение, PSB1960, XII — ещё один случай чрезвычайно сильной скорченности, «гиперфлексии». Положение тела в могиле крайне сплющенное. В данном случае установить состояние многих суставов затруднительно. Однако в целом, погребение напоминает предыдущий случай, и также обращает на себя внимание отсутствие смещения мелких костей. Быть может, это тело тоже подвергалось мумификации? Другое объяснение — тугое обёртывание трупа при захоронении либо сильное давление отложений, но специалисты считают такую версию менее вероятной.

Высыхание мягких тканей при мумификации позволяет конечностям сгибаться гораздо сильнее, чем в «свежем» теле, так как объём мягких тканей уменьшается. Это объясняет гиперфлексию конечностей, когда, к примеру, между бедренной и берцовыми костями почти нет отложений. В то же время, суставные связи при мумификации не разрушаются.

PSB1960, погребение XII. Экстремальная степень сгибания нижних конечностей
PSB1960, погребение XII. Экстремальная степень сгибания нижних конечностей.

Подобное состояние тел, лежащих на спине, с чрезвычайно сильно согнутыми конечностями, ранее наблюдалось исследователями в погребениях на Карибских островах и тоже интерпретировалось как результат мумификации. Полагают, что тела заворачивали в ткань или помещали в корзины и высушивали рядом с огнём.

Одна из авторов публикации, Хайли Луиза Миклбург (Hayley Louise Mickleburgh), в течение ряда лет проводила эксперименты по мумификации человеческого тела. Такими чудесными опытами она занималась в Исследовательском центре судебной антропологии Техасского государственного университета. В одном из экспериментов, например, в горизонтальном положении захоранивали два трупа — один в свежем виде, а другой — мумифицированный, оба с согнутыми конечностями, и наблюдали за тем, что происходило с телами в течение нескольких лет.

По мнению экспериментаторов, поза погребённого «ARA1962, н.и. 3» получилась в результате «управляемого естественного процесса мумификации» туго связанного или спелёнутого тела — иначе такой степени сгибания конечностей не достичь, а тело не впихнуть в столь тесное пространство. Пишут, что подобный способ ранее археологам не встречался!

уменьшение объема мягких тканей во время  естественной мумификации
Эксперимент: уменьшение объема мягких тканей во время естественной мумификации. Слева: 1-й день эксперимента. Центр: через 3 недели. Справа: через семь месяцев.

Заворачивание в ткань позволило бы сохранить желаемое положение тела и его целостность, а мумификация упростила его транспортировку — высушенное тело меньше по объёму и значительно легче свежего трупа.

Насколько известно исследователям, долину Садо в мезолите населяли несколько групп охотников-собирателей. Теперь учёные многое узнали об их погребальных обрядах — если, конечно, интерпретация верна. По крайней мере, некоторых покойников древние охотники переносили в могильник из другого места, предварительно мумифицировав.

По этнографическим данным, подобная подготовка тела требовала целенаправленных действий в течение нескольких месяцев. Это подтверждают и эксперименты: для мумификации потеря телом воды должна происходить как можно быстрее, для чего благоприятны жаркие сухие условия и непрерывный поток воздуха. Рядом с телом поддерживают огонь, например, в специальной хижине, как на Папуа или на севере Филиппин. Для предотвращения распада сооружают специальную платформу, на которую приподнимают труп для оттока жидкостей; тело моют и натирают растительными экстрактами, чтобы отогнать насекомых, заворачивают в ткань и так далее. По мере усыхания тела повязки постепенно затягивались, усиливая давление.

Мало кто предполагал, что подобные процедуры практиковались еще в мезолите, но теперь исследователи обратили внимание на явное сходство с другими мезолитическими погребениями в долине Садо, например, в Вале-де-Ромейрас, где трупы тоже часто укладывали в могилы в сильно скорченном положении. Авторы приводят пример погребения, где скрюченный скелет занимал очень маленькую площадь — 49×32 см.

Есть подобные находки и на территории других стран Западной Европы, так что практика предварительной обработки тел могла быть широко распространена. Посмотреть бы ещё на сами кости из погребений, но соотнести костные материалы с найденными фотографиями, к сожалению, не получается.

Теперь исследователи хотят более внимательно присмотреться к другим погребениям, для которых можно подозревать подобные процедуры, и которые можно будет исследовать не только по старым фотографиям.

.
Комментарии