Злой критик: А у вас кофе зелёный

+7 926 604 54 63 address

Хорошие и вполне ожидаемые новости — статья про «алюминиевых мышей», которую я разбирал в одном из предыдущих выпусков колонки, отозвана. То есть этой публикации как бы никогда и не было. Теперь она выглядит так:


 

Это означает, что ссылаться на неё нет никакого смысла, цитирования засчитываться не будут, результаты признаны недействительными. Что, уверен, не помешает заинтересованным гражданам ссылаться на отозванный материал с удвоенной силой: мол, видите, боятся! Пытаются заткнуть рот фейкомётам правдорубам! Биг Фарма! Биоматериалы! Вы все умрёте!

Тем более, что таких случаев — масса. Взять хотя бы историю со знаменитым чудо-средством для похудения под названием «зелёный кофе», точнее, «экстракт зёрен зелёного кофе» (GCA или GCB в разных источниках). Адепты по-прежнему упорствуют в своих заблуждениях, а публикации о том, что хоть какой-то, пусть минимальный, но всё-таки статистически значимый эффект обнаружить удаётся, попадаются до сих пор. Ну и спам продолжает радовать:


 

Продолжающийся поток публикаций, а всего статей с green coffee в заголовке обнаруживается уже 254, смущает сомневающуюся часть аудитории. Так что давайте попробуем разобраться — с чего всё началось и куда всё идёт.

А началась история с популярной в США передачи доктора Оза про чудо-продукты для похудения. Ведущий, а также приглашённый натуропат Линдси Дункан (Lindsey Duncan) нахваливали в числе прочего и GCB, ссылаясь при этом на результаты рандомизированного клинического исследования 2012 года. Ну да, сегодня оно ровно в том же статусе, что и статья про «алюминиевых мышей», но долгое время на него ссылались как на научное подтверждение эффективности GCB. Единственное в своём роде, что характерно.

Чем интересна эта публикация? Тем, что она отлично иллюстрирует термин наших англоязычный коллег Mickey Mouse science. Всё, что можно было нарушить в этом исследовании, было нарушено.

Начнём с личностей исследователей, в данном случае это важно. Ни один из трёх авторов не является клиницистом. Два американца занимаются соответственно химией и психологией, а специальность загадочного индийца из некой научно-медицинской клиники в Бангалоре так и осталась загадкой, за ним числится только соавторство в работе по изучению ацетилированных жирных кислот у пациентов с остеоартритом. Ни один из авторов ранее не занимался зелёным кофе. Ни один из авторов ранее не занимался проблемой фармакологической коррекции индекса массы тела.

Небольшой, но не единственный недочёт — РКИ не было зарегистрировано в базе ClinicalTrials.gov, хотя принято это делать, причём там и российские исследования есть, например, знаменитое уже АРБИТР, в котором очередной раз пытались показать эффективность арбидола. Зачастую регистрации избегают по одной очень простой причине: в карточке на сайте указывается всё, в том числе подробно расписывается дизайн исследования, гипотеза и пр. В том случае, если исследователи планируют немного помухлевать, изменив изначальные параметры под полученные результаты, предпочитают обходиться без предварительной огласки условий проведения РКИ. Да, и ещё мелочь: отсутствие регистрации может означать, что ни через какой этический комитет дизайн исследования не проходил.

Масштабность работы потрясает: 16 человек, 8 мужчин и 8 женщин, находящихся в той самой клинике Бангалора. Обычно в исследованиях указывают — как подбирались добровольцы, какие были критерии включения или исключения, здесь же — абсолютно никакой информации о критериях подбора участников. Вопрос и к ИМТ: в среднем он был 28,22 при средней же массе тела 76,6 кг. Этим людям точно нужно было худеть? Ожирение начинается с ИМТ=30, на минуточку.

Эту гигантскую массу участников с трудом рандомизировали по трём группам: высокая доза препарата (1050 мг), низкая доза (700 мг) препарата и плацебо. При этом не указывалось, по каким критериям первая доза считалась высокой, а вторая — низкой. И почему 1050 мг, а не 1500, например. Но и это не самое интересное. В заголовке статьи указано, что исследование «двойное слепое», то есть ни сами добровольцы, ни исследователи не должны быть в курсе, кто к какой группе относится. И тут же в описании выясняется, что высокодозовая группа получала 3 капсулы по 350 мг экстракта, низкодозовая — 2 капсулы, плацебо — 1 капсулу с инертным веществом. То есть и участники, и те, кто за ними наблюдал, по сути, прекрасно знали — кто в какой группе. Плацебо-контроль тоже минусуем, к слову. Все должны были получать равное количество капсул — либо по одной, содержимое которых отличается, либо по 2 или по 3, но настолько явных различий быть не должно.

Каждая группа побывала в роли двух других, то есть часть исследования они были высокодозовыми, часть — низкодозовыми, часть — пустышечными. И некоторые участники во время плацебо-периода теряли столько же, сколько во время приёма препарата в высокой или низкой дозе. Вот она, чудесная сила самовнушения! Хотя нет, это самая обычная лажа, потому что 14 из 16 участников, как сообщили авторы, продолжали терять массу тела и после завершения исследования и курса чудо-препаратов. Пока что науке неизвестны столь мощные медикаменты с таким внушительным послеэффектом.

Перечень нарушений и недоуменных вопросов можно продолжать. Вишенкой на торте оказался факт финансирования исследования компанией Applied Food Sciences, которая — сюрприз! — производила в числе прочего и зелёный кофе. А натуропат Линдси Дункан, который «экспертствовал» в передаче доктора Оза, был одним из активных продавцов препарата, но не стал афишировать этот факт перед зрителями, то есть скрыл финансовый конфликт интересов.

Дело кончилось скандальным разбирательством, подключились Конгресс США и Федеральная торговая комиссия. Ведь производитель утверждал в рекламе, что в ходе очень научного исследования было установлено, что зелёное чудо позволяло безо всяких усилий — будь то диета или изнуряющие физические упражнения — потерять почти 10,5% массы тела и 16% жира в организме всего за 22 недели. Производитель активно ссылался и на шоу доктора Оза, который запустил собственное ТВ-исследование с такой же кучей ошибок, но с теми же результатами. Продать удалось около 500 тысяч упаковок по 50 долларов каждая.

В итоге и реклама, и исследование были признаны недостоверными. Рекламу сняли, исследование отозвали, причём сами же авторы, быстренько перевесив всех собак на спонсора. Компании-производителю выписали штраф в 3,5 млн долларов и запретили упоминать о научной обоснованности под похудательным эффектом экстракта зелёного кофе, но больше всех досталось натуропату Дункану. Он влетел на 9 млн долларов, поскольку выяснилось, что после появления в передаче доктора Оза он, ссылаясь на этот факт, развил бурную деятельность — как в интернете, так и в офлайне, умудрившись договориться даже с сетью гипермаркетов Walmart об эксклюзивных продажах GCB.

После того, как дилерам чудо-средства прижали хвост в США, они обратили взоры на Восточную Европу и СНГ, после чего началось триумфальное шествие зелёного кофе по просторам Рунета и российских «лавок здоровья». Тот факт, что в основе всей истории лежит банальное мошенничество, никого не останавливает. Наоборот, как было подмечено ещё в рекламе МММ — у нас вечно всё хорошее ругают. Так что гонения в США наоборот добавили значимости чудо-кофе, ведь это злая Биг Фарма пытается задушить простое, натуральное, дешёвое, доступное и безопасное средство для похудения, чтобы все оставались жирными, больными и покупали как можно больше дорогих таблеток.

И исследования, в которых обнаруживается «небольшой, но статистически значимый» эффект экстракта зелёного кофе ещё будут появляться. Например, вот свежее иранское. И по-прежнему в Рунете масса сайтов, на которых утверждается следующее:


 

Но от этого подобная «наука» не становится менее микки-маусной.

Читайте предыдущий выпуск колонки «Злого критика» — «Зачем я пил восьмой стакан?».
.
Комментарии