Легенда о неандертальце-флейтисте

+7 926 604 54 63 address
 Создатель древнейшей флейты — человек или гиена?
Создатель древнейшей флейты — человек или гиена?

Представляем вашему вниманию главу из готовящейся книги редактора АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Александра Соколова. Эта книга — вторая часть дилогии «Мифы об эволюции человека». Автор — популяризатор науки и финалист премии «Просветитель» — продолжает развенчивать популярные заблуждения, связанные с нашей древнейшей историей.

Споры об интеллектуальных способностях неандертальцев длятся десятилетиями. Могли ли неандертальцы говорить? Охотились ли они? Метали ли копья? Разводили ли огонь? Ответ на все 4 вопроса — вероятно, да. Дальше — больше. Украшали ли неандертальцы своё тело? Хоронили ли умерших? Рисовали ли? Наконец, была ли у них музыка? Камнем преткновения в последнем вопросе стала знаменитая «костяная флейта» из пещеры Дивье Бабе в Словении.

Пресловутый артефакт — бедренная кость детёныша пещерного медведя — найден в 1995 году в слое номер 8, среди прочих медвежьих останков. Слой определён как мустьерский (неандертальский). Почему столько внимания привлекла какая-то косточка? Всё из-за двух округлых отверстий, зияющих на её трубчатой части. С обоих концов кость обломана, и на обломанных краях при некоторой доле фантазии можно углядеть полукруглые части ещё двух дырочек! А в разломе с обратной стороны есть как бы намёк на пятое отверстие. Возможно, когда кость была целой, 4 дырочки на одной её стороне образовывали прямую линию — под пальцы руки! — а пятая с другой стороны находилась прямо под большим пальцем… Ну что это, если не флейта?

Фото флейты из Дивье Бабе. Источник: National Geographic.
Фото флейты из Дивье Бабе. Источник: National Geographic.

Занимавшийся раскопками словенский археолог Иван Турк именно так и описал данную находку, а в 1997 году даже посветил ей целую монографию «Мустьерская «костяная флейта» и другие находки из пещерного памятника Дивье Бабе I в Словении» («Mousterian „bone flute“ and other finds from Divje Babe I cave site in Slovenia») [8]. С лёгкой руки Турка «флейта» стала одним из ключевых экспонатов Национального музея Словении. В 1997 году американский музыковед Роберт Финк (Robert Fink) по фотографии артефакта изготовил свою реконструкцию флейты из Дивье Бабе I, и… Как пишет сам Финк, «волосы на моем затылке встали дыбом, когда я услышал, что неандертальский лад звучит эквивалентно до, ре, ми, фа — 4 нотам, открывающим ирландскую балладу „О, Дэнни, мальчик, трубы, трубы зовут“» [6].

Реконструкции неандертальской «флейты».
Реконструкции неандертальской «флейты». Источник.
Позже сам Турк заметил, что реконструкция Финка вряд ли соответствует действительности, так как у него получился длинный инструмент, а бедренная кость медвежонка совсем коротенькая. Финк ответил на это, что флейта могла быть составной (!) из двух костей. Я почему-то представил себе неандертальца, отвинчивающего от своей костяной флейты латунный мундштук.
Биолог и музыкант Йелле Атема (Jelle Atema) играет на неандертальской флейте.
Биолог и музыкант Йелле Атема (Jelle Atema) играет на неандертальской флейте.

Оригинально мыслившие музыканты стали упражняться в игре на «древнейшем музыкальном инструменте» (вы можете найти многочисленные ролики, запечатлевшие это действо, на Youtube). Костяная флейта попала на телеэкран и в кинематограф. Во французском фильме «Последний неандерталец» 2010 года мы видим главного героя — флейтиста, исполняющего на костяном инструменте печальные мелодии.

Кадр из фильма «Последний неандерталец».
Кадр из фильма «Последний неандерталец».

Тут научно-популярная лирика заканчивается и начинается археологическая проза.

Практически сразу же историю с неандертальской дудочкой специалисты раскритиковали в пух и прах.

Скептики из числа археологов припомнили, сколько раз за последние 100 лет древние кости с дырками объявлялись «музыкальными инструментами», «свистками» и т. п. Но всякий раз этим отверстиям находилось естественное объяснение. Что могло оставить такие следы на костях? Элементарно, Ватсон! Зубы плотоядных животных. Кости с дырками давно не удивляют археологов, и специалисты даже научились распознавать почерк волка, гиены, леопарда или того же пещерного медведя. Тем же способом потерялись и оба конца кости — их отгрызли, оставив полукруглые отметины, которые кто-то принял за остатки отверстий. Между прочим, в Дивье Бабе обглоданных костей найдено множество, а вот следов орудий как раз на удивление мало — только 8 на 200 тысяч костных фрагментов! Нет никаких следов орудий и на самой «флейте». Как такое могло получиться, если это рукотворный объект? Кроме того, просверленные дырочки должны обладать характерными особенностями, видимыми в микроскоп. На «флейте» таковых не замечено. Короче говоря, заявили скептики, другому кому-нибудь рассказывайте, что этот огрызок — музыкальный инструмент.

Иван Турк не замедлил с ответом. Он не отрицал, что кость повреждена какими-то животными. Но, по мнению исследователя, это относится к её концам, а не к отверстиям на диафизе (трубчатой части). Хищники обычно обгладывают кость с концов, а не прокусывают диафиз. И как это надо грызть кость, чтобы получить несколько дырочек, расположенных строго вдоль линии, а тем более — в соответствии с диатонической гаммой? Турк провёл эксперименты на современных костях, которые «прокусывал» с помощью бронзовых копий челюстей различных хищных животных, и заявил, что получаются совсем не такие отверстия, как на флейте. Промежуток между дырками не соответствует расстоянию между клыками известных хищников.

Затем Турк с коллегами показали, что отверстия в кости можно проделать не сверлением, а проковыриванием кости с помощью каменного орудия, не оставляя при этом на ней никаких дополнительных следов.

Разумеется, скептиков объяснения не убедили.

В Current Anthropology за август 1998 года Филипп Чейс (Philip G. Chase) и Эйприл Ноуэлл (April Nowell) уверенно заявили: обломанные концы «флейты» — прямо-таки хрестоматийный пример погрызов плотоядными животными. На кости, рядом с дырочками, даже царапины от зубов имеются [2].

Конечно, Иван Турк молодец, что смог проковырять кость, однако зачем неандертальцам такие сложности, если гораздо проще дырки просверлить? Что касается мелодий, выдуваемых кем-то на «неандертальской флейте», то сыграть при желании можно на любой кости с дырками.

В том же году другая группа исследователей опубликовала в журнале ANTIQUITY анализ повреждений на костях пещерных медведей из Дивье Бабе и других памятников Словении, с тем же заключением: найдена не флейта, а обглоданная животными кость. В частности, оказалось, что среди материалов Дивье Бабе имеется ещё одна бедренная кость молодого медведя с двумя отверстиями сходной формы и тоже на трубчатой части! Но эту находку никто не пытался выдавать за флейту, потому что играть на ней невозможно: кость с обоих концов закрыта [4].

Псевдофлейты из бедренных костей детёнышей пещерных медведей из разных памятников Европы. Источник: [5].
Псевдофлейты из бедренных костей детёнышей пещерных медведей из разных памятников Европы. Источник: [5].

«Флейтологи» не собирались сдаваться. В 2005 году «флейту» подвергли мультиспиральной компьютерной томографии. Томография вроде бы подтверждала, что полукруглые отметины с концов кости остались от разрушенных отверстий, так что дырочек всё-таки 4! Анализ, по мнению авторов, показал, что повреждение кости хищниками произошло уже ПОСЛЕ того, как на ней появились отверстия. Сами же дырочки сделаны-таки с использованием каменных или костяных орудий… [9]

Однако год спустя Айан Морли (Iain Morley) в Оксфордском археологическом журнале обстоятельно разнёс все доводы сторонников «флейты». Морли писал: то, что «флейта» погрызена, признает сам Турк. Но зачем кость грызли? Чтобы поживиться питательной губчатой тканью. А до того, как эта ткань удалена, на кости нельзя играть, так как её концы закрыты! Значит, прокалывать в кости дырочки и делать из неё флейту имело смысл только после того, как плотоядные животные сделали своё дело. А раз так, зубы животных не разрушали никаких отверстий — ведь этих отверстий ещё не было. Что это значит? Это значит, что на кости не могло быть ни 5, ни 4 дырки — их всего 2. Рассказы про «ирландские мелодии» и «диатонические гаммы» могут идти лесом, как и всевозможные реконструкции флейты. Что касается теоретического способа изготовления отверстий: наверное, их можно получить скоблением, как доказывает Турк. Но где подходящие для такой цели орудия? В слое 8 подобных орудий не найдено. Зачем же фантазировать, когда есть простейшее объяснение — хищное животное? Возможно, это был пещерный медведь-каннибал, решивший поживиться детёнышем [7].

Тем не менее, в 2011 году, в сборнике Института археологии Словении вышло очередное музыковедческое (!) исследование флейты. Изучив её «аутентичную копию», авторы пришли к заключению, что «расположение отверстий и длина флейты формируют систему, допускающую широкий ранг звуков и мелодического движения, и таким образом представляет собой объект, являющийся музыкальным инструментом в истинном смысле этого слова. В звуковой последовательности 12-тоновой шкалы, инструмент обладает диапазоном в две с половиной октавы…» [10]

Мы подходим вплотную ко дню сегодняшнему.

В 2015 году чешский исследователь Кайюс Дидрих (Cajus G. Diedrich) провёл скрупулёзный анализ медвежьих костей с погрызами и отверстиями из 15 европейских памятников [5]. Таких находок много, ведь пещерный медведь был типичной добычей для хищников ледниковой Европы — львов, леопардов, волков. Однако в роли главного «разгрызателя костей» выступала, конечно, пятнистая гиена. Именно она, утверждает Дидрих, и обкусала ряд находок, ошибочно принимавшихся исследователями за «флейты» (напомню, что кость из Дивье Бабе — далеко не первый артефакт такого рода). Конечно, отверстия остались не от клыков гиены — клыками она никогда не дробит кости — а от её мощных верхних премоляров, под форму и размеры которых отверстия идеально подходят. Есть и отметины на противоположной стороне кости — от соответствующих зубов на нижней челюсти.

Как пятнистая гиена разгрызала кости пещерных медведей: детёнышей (сверху), подростков (в центре), взрослых (снизу). Источник: [5].
Как пятнистая гиена разгрызала кости пещерных медведей: детёнышей (сверху), подростков (в центре), взрослых (снизу). Источник: [5].

Откуда на человеческой стоянке столько медвежьих костей? Вероятно, человек населял пещеру Дивье Бабе не постоянно, а сезонно. Такой образ жизни типичен для кочевых групп охотников-собирателей. Люди уходили — медведи приходили; к медведям наведывались гиены. Характерно, что дырочки от гиеновых зубов часто располагаются именно на костях детёнышей, реже — на костях подростков, и никогда — у взрослых медведей. Причина в том, что у детёнышей косточки мягкие и легко прокусывались, а толстые кости больших медведей гиены просто расщепляли на куски. Ну, а если гиена прокусит 200 костей подряд — среди этой кучи найдётся пара похожих на флейты, просто по теории вероятности. Так что, по выражению Дидриха, гиены тысячелетиями производили «псевдофлейты» в логовах пещерных медведей по всей Европе.

В этой главе я упомянул только небольшую часть публикаций pro et contra «флейты». Готовы ли сторонники неандертальской дудочки, по прошествии 20 лет, вложить шпаги в ножны и признать поражение? Сомневаюсь. Ещё лет на 15 запала у обеих сторон хватит. Ну, а за пределами науки миф будет жить. Ведь, во-первых, «научно доказанный древнейший музыкальный инструмент» — хороший способ привлекать туристов в некоторые восточноевропейские города. А, во-вторых, неандертальский мальчик-флейтист — это ми-ми-ми!

Кадр из фильма «Одиссея первобытного человека».
Кадр из фильма «Одиссея первобытного человека».
Для полноты картины я обязан упомянуть о НАСТОЯЩИХ костяных флейтах каменного века. Такие действительно найдены, правда, все они относятся к верхнему палеолиту и изготовили их представители Homo sapiens. Древнейшему инструменту такого рода, найденному в Холе Фельс (Германия), более 35 тысяч лет. Замечу, что на этот раз флейта, сделанная из лучевой кости белоголового сипа, обладает всеми признаками рукотворного объекта. На ней 5 отверстий — действительно отверстий, а не намёков на них (4 сохранились полностью, на 5-м кость обломана). Оформлен и конец флейты, в который, вероятно, дули. Рядом с дырочками видны аккуратные насечки — древний мастер отмечал места, где будет прорезать отверстия [3].

Костяная флейта из Холе Фельс (Германия). Источник: [3]
Костяная флейта из Холе Фельс (Германия). Источник: [3]

Сравните с костью из Дивье Бабе и почувствуйте разницу.


  1. Brodar M. Die Kultur aus der Hohle Divje babe I // Arheoloski vestnik 50, 1999, str. 9-57.
  2. Chase Philip G. and Nowell A. Taphonomy of a Suggested Middle Paleolithic Bone Flute from Slovenia // Current Anthropology, Vol. 39, No. 4 (August/October 1998), pp. 549-553.
  3. Conard Nicholas J., Malina M. & Munzel S. C. New flutes document the earliest musical tradition in southwestern Germany // Nature, Vol 460|6 August 2009, pp. 737-740.
  4. D’errico F., Villa P., Pinto Llona A. C. & Idarraga R. R. A Middle Palaeolithic origin of music? Using cave-bear bone accumulations to assess the Divje Babe I bone ‘flute’ // ANTIQUITY 72 (1998): 65-79
  5. Diedrich Cajus G. ‘Neanderthal bone flutes’: simply products of Ice Age spotted hyena scavenging activities on cave bear cubs in European cave bear dens // R. Soc. open sci. 2: 140022, 2015 http://rsos.royalsocietypublishing.org/
  6. Fink R. Ancient bone is do-re-mi flute // Globe and Mail, April 12, 1997, p. 29
  7. Morley I. Mousterian Musicianship? The case of the Divje Babe I bone // OXFORD JOURNAL OF ARCHAEOLOGY 25(4) 317—333 2006.
  8. Turk I. (Ed) Mousterian ‘‘bone flute’’ and other finds from Divje Babe I cave site in Slovenia // I Cave Sitein Slovenia, Znanstvenoraziskovalni Center SAZU, Ljubljana, 1997
  9. Turk I., Blackwell B., Turk J., Pflaum M. Results of computer tomography of the oldest suspected flute from Divje babé I (Slovenia) and its chronological position within global palaeoclimatic and palaeoenvironmental change during Last Glacial // L’anthropologie 110 (2006) 293—317
  10. Turk M. and Dimkaroski L. Neanderthal flute from Divje babe I: old and new findings // Borut Toškan (Ed) Fragments of Ice Age environments. Proceedings in Honour of Ivan Turk’s Jubilee. Ljubljana, 2011, p. 251.
.
Комментарии