Малоподвижный образ жизни может быть опасен для памяти

Исследователи полагают, что привычка к долгому сидению на одном месте может быть опасна не только для сердца, но и для мозга.

Согласно результатам предварительного исследования, проведённого учёными из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (University of California, Los Angeles), длительное пребывание в сидячем положении нарушает работу той части мозга, которая критически важна для памяти. Исследование проводилось с участием добровольцев среднего и пожилого возраста.

Авторы работы обнаружили, что продолжительное сидение, как и курение, повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и диабета. Негативно влияет оно и на вероятность преждевременной смерти. Однако основной целью исследования стало изучение влияния малоподвижного образа жизни на мозг, особенно на те его отделы, которые критически важны для формирования воспоминаний.

Исследователи набрали 35 добровольцев в возрасте от 45 до 75 лет и задали им вопросы об уровне физической активности и о том, сколько часов в день на прошлой неделе участники работы провели в сидячем положении. Каждому добровольцу была проведена МРТ головного мозга, предоставившая учёным детальную «картинку» медиальной височной доли, участка мозга, ответственного за создание новых воспоминаний.

Оказалось, что малоподвижный образ жизни является важным предиктором истончения медиальной височной доли, и что физическая активность (даже очень интенсивная) не способна «перебороть» негативные последствия длительного сидения на одном месте.

Необходимо отметить, что исследователи установили только корреляцию, но не причинно-следственную связь между пребыванием в сидячем положении и истончением заинтересовавшего учёных участка мозга. Кроме того, исследователи спрашивали участников о количестве часов, проведённых сидя, но не уточняли, делали ли добровольцы перерывы на разминку или прогулку.

В планах исследователей — набрать больше участников и пронаблюдать за ними в течение определённого периода времени, чтобы выяснить, действительно ли пребывание в сидячем положении является причиной истончения медиальной лобной доли. Учёные также хотят выяснить, какую роль в этом процессе играют такие факторы, как пол, раса и масса тела.

Истончение медиальной височной доли может рассматриваться как предвестник снижения когнитивных способностей и развития деменции у людей среднего и старшего возраста. По словам авторов исследования, борьба с малоподвижным образом жизни может стать новой терапевтической целью профилактики болезни Альцгеймера среди тех, кто находится в группе риска развития этого заболевания.