Древний сапиенс из Аравии показал нам средний палец

Учёные предполагают, что этой фаланге кисти около 84 000 лет. И возможно, она принадлежит <i>Homo sapiens</i>.
Учёные предполагают, что этой фаланге кисти около 84 000 лет. И возможно, она принадлежит Homo sapiens.

Снова и снова учёные обращаются к вопросу: когда современные люди начали расселяться по свету? В этом году мы уже успели узнать про сапиентную челюсть из пещеры Мислия на горе Кармель возрастом аж 180 тыс. лет. Стало быть, сапиенсы покинули Африку и появились на Ближнем Востоке уже в столь давнюю эпоху. Находка пополнила список левантийских Homo sapiens, уже давно известных по знаменитым пещерам Схул и Кафзех с той же горы Кармель. Однако эти памятники многие исследователи рассматривали как следы коротких вылазок за пределы Африки, закончившихся неудачами — ведь чуть позже первопроходцев-сапиенсов на территории Леванта сменили неандертальцы.

Об этом свидетельствовали и данные генетики, согласно которым основная часть человечества происходит от группы, покинувшей чёрный континент 50—60 тыс. лет назад. Впрочем, мнения специалистов расходились. Ситуацию усложняло то малое число надёжно датированных памятников на юге Азии, не говоря уже о древней ДНК — для этих находок генетика отсутствовала напрочь. Тем не менее недавние открытия в Лаосе (Там Па Линг) и на Суматре (Лида Аджер) однозначно указывали на то, что сапиенсы выбирались в Азию уже около 70 тыс. лет назад. А путь их, скорее всего, должен был проходить по Аравийскому полуострову.

Авторы новой статьи в Nature Ecology & Evolution описывают находку, указывающую на ранние миграции наших предков по территории Саудовской Аравии. В местонахождении на берегу пересохшего озера Аль-Вуста обнаружена фаланга кисти, как утверждают специалисты, принадлежавшая Homo sapiens. Находку, которой присвоили номер AW-1, изучили самым тщательным образом.

Средняя фаланга, вероятно от третьего пальца, сохранилась хорошо, если не считать эрозии поверхности и небольших патологий. Кость не такая массивная, как широкие и сильно расширяющиеся к основанию фаланги неандертальцев, и больше похожа на кроманьонскую.

Авторы исследования сравнили находку с фалангами разных обезьян, ископаемых гоминин и современных людей. Беда в том, что форма этих костей очень изменчива, и по пропорциям кость попала в диапазон вариаций сапиенсов, австралопитеков, неандертальцев, горилл и даже мартышек — впрочем, ближе всего к средним значениям сапиенсов.

Далее специалисты оценивают форму AW-1 методом главных компонент относительно костей разных ископаемых и современных приматов — включая 25 неандертальских фаланг (впрочем, в сравнении участвуют не только фаланги 3 пальца, а любые).

Анализ показал, что, во-первых, кость явно принадлежит человеку, а не прочим обезьянам. А во-вторых, не похожа на неандертальцев, но близка древним и современным сапиенсам. Картину, правда, омрачает то, что неандертальские фаланги из Кебары и Табуна (кстати, обе ближневосточные) также угодили в область изменчивости сапиенсов, недалеко от AW-1.

Но авторы не остановились на этом и продолжили анализ, отобрав только те фаланги гоминин, для которых точно известен номер пальца и сторона. Замечу, что при этом от неандертальцев осталось 7 образцов от двух индивидов (Кебара 2 и Табун C1), причём фаланга третьего пальца — вообще одна. Поколдовав с графиками, учёные сделали вывод, что AW-1 находится за пределами вариаций сапиенсов среднего палеолита (числом 5 штук), но близка, скорее, современным людям, чем неандертальцам.

Правда, сами авторы указывают, что древние сапиенсы и неандертальцы находятся внутри диапазона значений современных людей, и всё же AW-1 удалена от неандертальских коротких и широких форм и близка современным, особенно — фалангам нубийца и двух британцев.

Учёные заключают, что с наибольшей вероятностью находка — это фаланга 3-го пальца сапиенса, правда, от левой или правой руки — определить не удалось, потому что 3-й луч человеческой кисти довольно симметричен.

Отдельный большой вопрос — возраст находки. Чтобы выяснить его, специалист привлекли современные методы датирования — урановые серии, электрон-спин-резонанс и оптически стимулируемую люминесценцию. Датировали и саму находку, и находящийся в метре от неё зуб гиппопотама, и образцы отложений из слоя 3 (где найдена фаланга) и подстилающих его слоёв 1 и 2. Сопоставив полученные результаты со сведениями о климате и характере отложений, специалисты пришли к выводу, что озёрные отложения и попавшие в них находки — включая AW-1 — сформировались около 84 тыс. лет назад, когда климат в этой области сменился с засушливого на более влажный. Анализ показал наличие постоянного пресноводного водоёма, на что указывают диатомовые водоросли и раковины моллюсков. В ту пору на месте нынешней пустыни Нефуд простиралась травянистая степь, питаемая регулярными дождями. Судя по многочисленным костям, в районе озера бродили бегемоты, паслись гигантские быки и водяные козлы, на которых охотились крупные хищники — фауна, более характерная сейчас для Африки. Есть и археология — 380 кварцитовых и сланцевых орудий, типичных для среднего палеолита. Очень похожие находят на памятниках близкой древности в Аравии, Леванте и на востоке Африки, например, в Омо.

Таким образом, по утверждению авторов, AW-1 оказывается древнейшим прямо датированным сапиенсом за пределами Африки и Леванта. Ещё один факт в копилку доказательств того, что ранние миграции наших предков за пределы чёрного континента не ограничивались побережьем Средиземного моря. Раз древние мигранты добрались до Аль-Вусты, в 650 км к юго-востоку от горы Кармель — значит, при поддержке муссонных дождей, могли двигаться и дальше, не остановленные пустыней.

Быть бы ещё уверенным, что AW-1 действительно сапиенс. Слишком уж относительны различия в строении средней фаланги у близких видов приматов (что признают и сами авторы исследования, да и на графиках в приложении к статье мы видим вовсе не стройную картину). А где фаланги гейдельбергского человека? Почему их не использовали в исследовании, ведь есть такие находки, например, в Сима де лос Уэсос? (зато авторы добавили в набор для сравнения 2 фаланги более древнего испанского Homo antecessor; ещё более странная деталь — в список «ранних сапиенсов» зачем-то включили фалангу CV-0 из Орсе, Испания — крайне спорную находку, с высокой вероятностью принадлежавшую ископаемой обезьяне и с датировкой не менее 1 млн лет). А много ли в руках у специалистов фаланг кисти Homo erectus? А видел ли кто-нибудь кисть денисовцев? Вот попала бы в руки к антропологам нижняя челюсть или хотя бы несколько зубов, как в Лида Аджер… Ждём новых находок из Саудовской Аравии.