Разработан имплант, теоретически способный защитить женщин от заражения ВИЧ-инфекцией

Внешний вид вагинального импланта, предназначенного для защиты от ВИЧ-инфекции.

Учёные из Университета Уотерлу (University of Waterloo) разработали приспособление, защищающее женщин от заражения ВИЧ-инфекцией половым путём. Новое приспособление представляет собой вагинальный имплант, снижающий в половых путях численность клеток, способных стать мишенью вируса. В отличие от распространённых методов защиты от ВИЧ-инфекции, например, презервативов или противовирусных препаратов, имплант использует естественную невосприимчивость к ВИЧ, свойственную некоторым людям.

ВИЧ заражает организм, поражая T-клетки иммунной системы, мобилизованные для защиты от вторгшегося вируса. Если же T-клетки пребывают в состоянии «иммунного покоя» и не пытаются атаковать вирус, они не инфицируются, и заражения не происходит.

«Мы знаем, что некоторые препараты, принимаемые внутрь, никогда не достигают влагалища, поэтому имплант может предложить более надёжный и дешёвый способ профилактики заражения. Имплант заставляет T-клетки не реагировать на инфекцию, — рассказывает Эммануэль Хо (Emmanuel A. Ho), профессор Фармацевтической школы (School of Pharmacy) в Университете Уотерлу. — Но нам пока неизвестно, может ли этот способ защиты от заражения ВИЧ-инфекцией использоваться отдельно или лучше его сочетать с другими стратегиями профилактики. Мы планируем найти ответ на эти вопросы в следующих исследованиях».

На идею создания защитного импланта профессора Хо навело его предыдущее исследование — в нём Хо совместно с Кейт Фоук (Keith Fowke) из Манитобского университета (University of Manitoba) наблюдали за секс-работницами из Кении. Оказалось, что многие женщины, занимавшиеся сексом с ВИЧ-инфицированными клиентами, не заразились вирусом. Позже учёные обнаружили, что T-клетки этих женщин находились в состоянии покоя.

«Обнаружив это, мы спросили себя, можно ли фармацевтическими средствами индуцировать «иммунный покой» при помощи препарата, который будет находиться в месте возможного заражения, — поясняет Хо. — Доставляя средство именно туда, где оно необходимо, мы надеемся увеличить шансы на достижение искомого „покоя“».

Имплант состоит из полой трубки и двух «ручек», помогающих ему удерживаться во влагалище. В трубке содержится гидроксихлорохин, медленно высвобождающийся сквозь пористый материал и всасывающийся стенками влагалища.

Имплант был протестирован на модельных животных. У них удалось добиться значительного снижения численности активированных T-клеток.

Результаты исследования опубликованы в издании Journal of Controlled Release.