Депрессия стала одной из распространённых проблем психического здоровья. В некоторых случаях депрессивное состояние может длиться годами, и сейчас учёные пытаются понять, как оно при этом влияет на мозг. Второй, не менее важный, вопрос: следует ли менять терапию, назначаемую пациентам с хронической депрессией, и, если да, то как.
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США (Centers for Disease Control and Prevention, CDC), в Америке 8,1% людей старше 20 лет хотя бы раз страдали депрессией. В некоторых случаях заболевание носит эпизодический характер и проходит через несколько недель или месяцев. У других пациентов, страдающих так называемыми большими депрессиями, подавленное состояние может затянуться на годы, меняя образ жизни и негативно сказываясь на её качестве.
Канадские специалисты из Центра профилактики наркозависимости и психических нарушений (Centre for Addiction and Mental Health) решили собрать информацию о случаях, когда тяжёлая депрессия длилась более 10 лет, а затем выяснить, повлияло ли столь продолжительное заболевание на мозг, а если да, то как.
В рамках исследования доктор Джефф Мейер (Jeff Meyer) и его коллеги сравнили томограммы головного мозга пациентов, живших с нелеченной депрессией 10 и более лет, со снимками мозга больных, чья история болезни была короче. Результаты работы были опубликованы в издании The Lancet Psychiatry. Авторы исследования полагают, что — руководствуясь их наблюдениями — психиатры могут захотеть изменить подход к лечению длительной депрессии таким образом, чтобы уменьшить выраженность неврологических последствий этого заболевания.
Депрессия может прогрессировать
Доктор Мейер и его команда работали с 80 добровольцами в возрасте от 18 до 75 лет. Из них 25 человек жили с депрессией 10 и более лет, 25 страдали депрессией менее 10 лет, а оставшиеся 30, не сталкивавшиеся с этим заболеванием, составили контрольную группу.
Ранее эта же группа исследователей уже обнаружила, что во время эпизодов тяжёлой депрессии мозг пациента начинает вырабатывать маркеры воспаления. Основываясь на этих данных, учёные решили выяснить, активизируется ли воспалительный процесс по мере течения длительной депрессии.
Для оценки тяжести воспалительного процесса в головном мозге исследователи использовали позитронную эмиссионную томографию (ПЭТ). Это позволило отслеживать активность микроглии — клеток, входящих в состав центральной нервной системы и связанных с воспалительным ответом на повреждение ЦНС. Активная микроглия вырабатывает специальный белок, считающийся ключевым маркером нейровоспаления.
Маркер воспаления обнаруживался, прежде всего, в трёх областях мозга: в префронтальной коре, в передней поясной коре и в островке (лат. insula).
Мозг тех, кто жил с нелеченной депрессией относительно недолго также содержал больше белка-маркера, чем мозг здоровых добровольцев, принявших участие в исследовании.
Требуются специальные исследования
Результаты работы позволяют предположить, что продолжительная депрессия должна рассматриваться как отдельная стадия того же самого заболевания. Это означает, что пациентам с продолжительной депрессией могут потребоваться иные терапевтические подходы, нежели больным, находящимся на более ранних стадиях болезни.
По мнению авторов нового исследования, это во многом схоже со стратегией лечения нейродегенеративных заболеваний, также характеризующихся воспалительными процессами в головном мозге.
«Развитие воспалительного процесса в мозге — это распространённый ответ ЦНС на прогрессирование дегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона», — отмечает доктор Мейер. Если депрессия, хотя она и не является нейродегенеративным заболеванием, схожа с упомянутыми выше болезнями, назначение противовоспалительных препаратов может стать адекватной частью лечения».
Таким образом, по мнению доктора Мейера, в следующих исследованиях необходимо рассмотреть возможность расширения списка показаний противовоспалительных препаратов и внесения в него продолжительных депрессивных расстройств. Кроме того, отмечает учёный, необходимо найти оптимальную терапию для людей, страдающих такой формой депрессии, поскольку от стандартных подходов они зачастую не получают пользы.