Авторы нового исследования не нашли никаких свидетельств того, что добавление в пищу омега-3-полиненасыщенные жирных кислот способно помочь детям с низкой успеваемостью, улучшив память или способности к чтению. Интересно, что эти результаты отчасти вступают в противоречие с итогами предыдущей работы, проведённой той же группой исследователей с использованием тех же биологически активных добавок.
В ходе первой работы (она проводилась в 2012 г.) авторы пришли к выводу, что биодобавки с омега-3 полезны для школьников с особенностями развития, например, для тех, кто страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В частности, такие добавки продемонстрировали способность улучшать способности к чтению и рабочую память детей.
Во второй половине ХХ века интерес к этой группе веществ в научном и медицинском сообществах значительно вырос. Произошло это после публикации исследований, проведённых в 1970-е годы. Работы показали, что инуиты Гренландии, потреблявшие большое количество жирной рыбы, практически не болели сердечно-сосудистыми заболеваниями и не имели атеросклеротических повреждений. Другие показатели, такие как уровень триглицеридов, артериальное давление и пульс, тоже были лучше, чем у других групп населения. Однако более позднее исследование показало высокую распространённость диабета среди инуитов Гренландии.
БАД на основе омега-3-полиненасыщенных жирных кислот традиционно пользуются большой популярностью, но, возможно, их эффективность не так высока, как полагают потребители.
Для нового исследования учёные отобрали школьников, которые оказались в нижней четверти рейтингов, сформированных по способности к чтению. После проведения работы оказалось, что биодобавки либо не влияют на процесс обучения вообще, либо воздействуют на него в очень малой степени.
Исследование проводилось на базе Бирмингемского (University of Birmingham) и Оксфордского университетов (University of Oxford).
В выборку вошли 376 детей в возрасте 7—9 лет, обучавшихся чтению, но испытывавших сложности с освоением этого навыка. Половина школьников на протяжении 16 недель получала биологически активную добавку к пище — в средстве содержались омега-3-полиненасыщенные жирные кислоты. Остальные дети, также в течение 16 недель, принимали плацебо.
Руководитель исследования, профессор Пол Монтгомери (Paul Montgomery) из Бирмингемского университета, рассказывает:
«Мы все пытаемся помочь детям, испытывающим сложности в школе. И, по моему мнению, сейчас, во времена, когда ресурсы ограничены, средства необходимо тратить на более перспективные вмешательства. Здесь же польза [от приёма омега-3-ненасыщенных жирных кислот] была заметна лишь для нескольких детей, но для большинства она не была значительной».
Соавтор исследования, доктор Тиз Спрекелсен (Thees Spreckelsen) из Оксфордского университета, добавляет: «Рыбий жир, или омега-3-полиненасыщенные жирные кислоты, обычно считаются полезными. Однако доказательства их положительного влияния на процесс обучения и на поведение детей очевидно не так сильны, как считалось ранее».