Борьба со старением: чем опасны попытки удлинения теломеров

По мере старения теломеры (на рисунке обозначены красным) укорачиваются. Однако, как ни странно, это не означает, что удлинение теломеров помогает продлить молодость.

Учёные из нескольких исследовательских центров, в том числе, из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (University of California, Los Angeles), Бостонского (Boston University) и Стэнфордского (Stanford University) университетов, проанализировали образцы крови приблизительно 10 тыс. человек и пришли к неожиданному выводу. Оказывается, активность генов, ответственных за сохранение длины теломеров, не связана с более молодым «биологическим» возрастом, если оценивать последний по изменениям в ДНК и связанных с ней белках.

Результаты работы недавно опубликованы в издании Nature Communication.

Теломеры (др.-греч. τέλος  — конец и μέρος — часть)  — концевые участки хромосом, специальные «колпачки», защищающие находящуюся в хромосомах ДНК. Как правило, при делении клеток теломеры укорачиваются, поэтому наличие в клетках организма сравнительно коротких теломерных участков можно рассматривать как один из признаков старения.

Сохранение длины теломеров связывают с активностью специального фермента теломеразы.

Метилирование ДНК (присоединение к цепочечным молекулам метильных групп) — ещё один биомаркер старения. Степень метилирования указывает на «биологический» возраст и довольно точно предсказывает продолжительность жизни, но молекулярные механизмы, способные объяснить этот феномен, пока неизвестны.

В рамках нового исследования учёные оценили степень метилирования ДНК добровольцев, а также провели полногеномное исследование собранного биологического материала. Работа была направлена на поиск ассоциаций между долей метилированной ДНК и генетическими вариантами. После обработки данных оказалось, что связанные с метилированием точечные мутации появляются, в том числе, в гене TERT, кодирующем часть фермента теломеразы.

Исследователи полагают, что одни и те же мутации способны одновременно влиять и на степень метилирования ДНК, и на длину теломеров.

В практическом же плане это означает, что попытки активировать теломеразу могут привести к обратному эффекту — ускорить старение. А значит, надежды, возлагаемые на «антивозрастные препараты», предотвращающие укорочение теломеров, вполне могут не сбыться.