Пересадка донорских органов от свиней стала на шаг ближе

Генетически модифицированные поросята, избавленные от свиных эндогенных вирусов.

Учёные благополучно избавили 37 свиней от вирусов, «прятавшихся» в их ДНК, тем самым преодолев один из барьеров, мешающих пересаживать донорские органы свиней людям.

Специалисты из компании eGenesis утверждают, что предотвращение отторжения свиных органов человеческим организмом пока остаётся нерешённой проблемой. Однако многообещающий первый шаг в этом направлении уже сделан.

Результаты исследования были опубликованы в издании Science.

Работу учёные начали с экспериментов над клетками кожи, полученными у свиней. Специальные тесты позволили исследователям выявить 25 свиных эндогенных вирусов (porcine endogenous retroviruses). Когда же свиные клетки были смешаны с человеческими, оказалось, что эндогенные вирусы опасны — они способны инфицировать ткани человеческого организма.

Однако учёным удалось решить эту проблему, «вырезав» вирусную ДНК при помощи технологии редактирования генома CRISPR. Затем исследователи использовали ту же технологию клонирования, которая применялась в ходе создания овечки Долли, чтобы переместить генетический материал из «очищенных» клеток в свиные яйцеклетки и получить эмбрионы.

Процесс из-за сложности оказался не вполне эффективным, но в итоге привёл к появлению на свет 37 поросят.

«Это первые свиньи, у которых отсутствуют свиные эндогенные вирусы, — рассказывает доктор Лухан Янг (Luhan Yang), работающий в Гарвардском университете (Harvard University) и в компании eGenesis. — Кроме того, эти животные подверглись наибольшему количеству генетических модификаций в истории». К сожалению, при этом геном свиней стал менее стабильным, а часть генетической информации оказалась утрачена.

Если ксенотрансплантация (пересадка органов от других видов) станет доступна, это может помочь в решении проблемы огромных листов ожидания — по всему миру сотни тысяч человек живут в надежде на получение донорских органов.

С одной стороны, исследования в этой области всё ещё находятся на ранних стадиях. С другой, свиньи как источник органов для ксенотрансплантации особенно перспективны. По размеру их органы схожи с человеческими, кроме того, эти животные могут выращиваться в больших количествах. Но удаление вирусов из генома — лишь половина решения. Даже органы, полученные у другого человека, часто отторгаются организмом реципиента. Это означает, что для достижения совместимости с органами «свиней-доноров» потребуются дополнительные генетические модификации.