Титанозавр из Патагонии, одно из крупнейших сухопутных животных

Эволюционное дерево зауропод. <i>Patagotitan mayorum</i> — один из самых крупных видов, живший в середине мелового периода.
Эволюционное дерево зауропод. Patagotitan mayorum — один из самых крупных видов, живший в середине мелового периода.

Патагония — место, где находят останки самых крупных из когда-либо существовавших сухопутных животных. Это титанозавры — линия зауропод, в ходе эволюции достигшие размеров, близкие к максимально возможным. Новый вид, статья о котором опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B, назван Патаготитаном — Patagotitan mayorum. Он описан по костным останкам, реконструкция скелета позволяет предположить, что масса динозавра могла достигать 69 тонн (с погрешностью измерения 17 тонн в обе стороны).

Анатомические особенности останков говорят о том, что Patagotitan mayorum наиболее близок к Аргентинозавру (Argentinosaurus huinculensis, описан в 1993 году). Авторы публикации относят оба вида к семейству Титанозавров (Titanosauridae). Можно предположить, что, как и в случае с Аргентинозавром, систематическое положение Патаготитана станет предметом научной дискуссии.

Patagotitan mayorum
Patagotitan mayorum — реконструкция скелета.

Как можно увидеть на иллюстрации, материала для описания вида найдено немало. Красным цветом выделены кости типового экземпляра, наиболее полно сохранившегося — голотип MPEF-PV 3400. Типовые экземпляры хранятся в музеях. MPEF-PV означает, что окаменелости находятся в коллекции аргентинского Museo Paleontológico Egidio Feruglio. Оранжевым выделены части скелета другой особи вида — паратип MPEF-PV 3399. Синим отмечены другие паратипы.

Работа аргентинских и американских (среди авторов — Джахандар Рамезани (Jahandar Ramezani), специалист в области геохронологии, представляющий Массачусетский технологический институт) учёных расширяет наши знания об эволюции одной из самых интересных групп живых существ. Гигантские динозавры — пример адаптации, невероятно успешной на протяжении десятков миллионов лет. Патаготитан же выделяется и на фоне гигантов, как отмечают исследователи, его масса в среднем в два раза больше, чем масса других известных нам крупных зауропод.