В новом исследовании учёные решили изучить воздействие телесных наказаний на детей. Оказалось, что порка действительно влияет на детей негативно — и этот эффект может сохраняться годами.
Телесные наказания — одна из самых острых проблем воспитания детей. Этот вопрос активно обсуждают и учёные, и специалисты по этике, и, разумеется, сами родители.
Сегодня существует убедительный консенсус, согласно которому телесные наказания вредны. По данным Американской психологической ассоциации (American Psychological Association), «многочисленные исследования продемонстрировали, что телесные наказания, будь то порка, удары или другие формы причинения боли, могут привести к повышению уровня агрессии, антисоциальному поведению, физическим повреждениям и проблемам с психическим здоровьем детей».
Элизабет Гершофф (Elizabeth Gershoff), ведущий исследователь проблемы телесных наказаний Техасского университета в Остине (University of Texas at Austin), рассказывает: «Я могу по пальцам одной руки пересчитать исследования, авторам которых удалось обнаружить хоть какие-то положительные стороны телесных наказаний. И в то же время я могу назвать сотни работ, в ходе которых было показано, что такой метод воспитания приводит к негативным последствиям».
Исследование проблемы телесных наказаний сопряжено с определёнными сложностями. В этой области до сих пор немало вопросов без ответов.
Предыдущие работы, посвящённые телесным наказаниям, как правило, отличались небольшой продолжительностью, в среднем, они длились около года. Кроме того, исследователи редко обращали внимание на семьи, живущие вблизи черты бедности или за ней.
Авторы новой работы, результаты которой были опубликованы в издании Developmental Psychology, решили проследить за долговременными последствиями телесных наказаний. Наблюдение велось вплоть до момента, когда дети заканчивали пятый класс.
Профессор Густаво Карло (Gustavo Carlo), руководитель Центра семейных политик и исследований (Center for Family Policy and Research) при Миссурийском университете (University of Missouri in Columbia), и его коллеги решили провести масштабное исследование проблемы. Для этого они взяли данные проекта Early Head Start Research and Evaluation, в котором приняли участие 1840 матерей и детей. Все участники жили вблизи официально признанной черты бедности или за ней. Американцев европейского и африканского происхождения в исследовании было почти поровну (960 и 880 соответственно), мальчиков и девочек — тоже.
Информация о детях собиралась в момент, когда им было 15 месяцев, 25 месяцев и, наконец, когда они учились в пятом классе. В рамках исследования учёные проводили опросы матерей и детей, навещали их дома, а также интервьюировали учителей пятиклассников.
Проанализировав полученные данные, авторы нового исследования обнаружили, что телесные наказания по-разному влияют на афроамериканских детей и на детей американцев европейского происхождения. Дети афроамериканцев, подвергавшиеся тяжёлым наказаниям в возрасте 15 месяцев, чаще демонстрировали «агрессивное» и «хулиганское» поведение в пятом классе. Напротив, хорошее поведение (например, помощь другим) у таких детей наблюдалось реже.
У детей европейского происхождения связи между наказаниями в детстве и негативными эмоциями обнаружено не было. Однако дети, чьи родители часто проявляли негативные эмоции, например, раздражались, чаще сами начинали вести себя подобным образом.
«Наше исследование показало, что методы, используемые родителями в воспитании, особенно в афроамериканских семьях, существенно влияют на поведение детей. Очень важно, чтобы родители воздерживались от телесных наказаний, поскольку последние могут привести к долговременным последствиям. Если мы хотим поощрять хорошее поведение, все родители должны начинать учить детей управлять своим поведением как можно раньше», — рассказывает профессор Карло.