Активность ферментов митохондрий клеток кожи снижается с возрастом

Mark Birch-Machin
Профессор Марк Берч-Мейчин, Ньюкаслский университет.

Прорыв в понимании процесса старения клеток кожи человека открывает путь для создания новых методов борьбы с симптомами старения.

Учёные из Ньюкаслского университета определили, что активность ключевых метаболических ферментов митохондрий клеток кожи человека снижается с возрастом. Статья об этом опубликована в Journal of Investigative Dermatology. Речь идёт о митохондриальном комплексе II (сукцинатдегидрогеназе), количество которого, как показывает данное исследование, уменьшается в клетках кожи с течением времени.

Руководитель исследования Марк Берч-Мейчин (Mark Birch-Machin), профессор молекулярной дерматологии в Ньюкаслском университете (Newcastle University), говорит:

«Когда наши тела стареют, мы видим, что «батареи» наших клеток слабеют, снижается выработка биоэнергии, увеличивается количество вредных свободных радикалов. Этот процесс проявляется в виде тонких линий, морщин и дряблости кожи.

Наше исследование показывает, впервые для человеческой кожи, что с течением лет происходит снижение активности ключевого фермента метаболизма в «батареях» клеток кожи.

Этот фермент является важным элементом двух важных путей выработки энергии в клетках организма, и снижение его активности способствует подавлению клеточной активности и процессу старения кожи.

Наше исследование означает, что мы нашли определённый биомаркер, цель для разработки методов диагностики и омолаживающих процедур и косметических средств, которые помогут противостоять энергетическому упадку.

Открывается возможность найти омолаживающие процедуры, которые могут быть адаптированы к определённому возрасту и по-разному пигментированной коже».

Активность сукцинатдегидрогеназы измерялась в клетках, взятых у 27 доноров разного возраста (от 6 до 72 лет). Образцы брались из защищённого от воздействия солнечного света участка кожи. Исследовался как верхний слой (эпидермис), так и нижний (дерма) слой кожи. Оказалось, что активность комплекса II заметно снижается с возрастом, особенно в клетках дермы. Это связано со снижением выработки ферментного белка в клетках, которые прекратили деление.

Доктор Эйми Боуман (Amy Bowman), соавтор исследования, отмечает, что оно «первое в своём роде, ведь о том, что митохондрии играют значительную роль в процессе старения, было известно давно, однако точные механизмы оставались неясными».