Рост раковых клеток удалось обратить с помощью микроРНК

Деление раковой клетки
Деление раковой клетки.

Американские медики нашли способ остановить развитие раковой опухоли и запустить обратный процесс превращения больных клеток в здоровые. Восстановить работу клетки оказалось возможным с помощью микроРНК — небольших молекул, занимающихся регуляцией экспрессии генов и содержащихся в клетках каждого живого организма. В перспективе открытие может лечь в основу лекарства от рака, однако пока что речи о сроках внедрения методики в медицинскую практику не идёт.

Открытие стало возможным благодаря современным методам исследования микроРНК — молекул РНК, отвечающих за подавление трансляции матричных РНК. МикроРНК были открыты немногим более 20 лет назад и поначалу не вписывались в стройную схему воспроизведения генетической информации. Впоследствии выяснилось, что микроРНК необходимы для замедления экспрессии генов. Каждая разновидность микроРНК в клетке может иметь своей мишенью несколько матричных РНК, замедляя с разной эффективностью образование сотен белков, а образование отдельного белка может управляться несколькими микроРНК. Благодаря такой нестрогой комплементарности молекулы микроРНК способны тончайшим образом регулировать процессы образования белков в отдельно взятой клетке.

Исследовательская группа флоридского отделения клиники Майо (Mayo Clinic) — ведущего частного медицинского учреждения США — обнаружила, что работа адгезивных белков E-кадгерина и p120 управляется открытым в 2008 году белком PLEKHA7. Когда этого белка достаточно, E-кадгерин и p120 функционируют правильно, препятствуя росту клеток. Но при недостатке PLEKHA7 адгезивный комплекс разрушается, и рост клеток выходит из-под контроля.

Учёные показали, что восстановление уровня микроРНК в клетке позволяет наладить производство белка PLEKHA7 и остановить процесс анормального роста клеток. Авторы работы полагают, что нарушение в работе комплекса с участием PLEKHA7 является первичной и универсальной стадией зарождения рака.

Руководитель исследовательской группы, Панос Анастасиадис (Panagiotis (Panos) Z. Anastasiadis), глава департамента онкобиологии отделения клиники Майо в Джэксонвилле, прокомментировал корреспонденту ТАСС практические перспективы открытия. По его словам, ещё до клинических испытаний методики потребуются дополнительные исследования, на которые, по его оценке, может уйти до пяти лет. Затем последуют клинические испытания; сначала на животных, затем, в случае успеха, на людях, которые должны подтвердить эффективность и безопасность нового способа лечения.