Планетарная защита. Космический аппарат DART протаранил астероид

Почти год назад в космос был запущен космический аппарат в рамках проекта планетарной защиты DART, который должен был достичь одного из ближних астероидов и взять его на таран, чтобы немного изменить его орбиту. Корабль, наконец, достиг целевой точки.

Didymos image by DRACO camera DART
Астероид Дидим — снимок с камеры DRACO аппарата-импактора, июль 2022 г.

26 сентября 2022 года в 23:14 UT (27 сентября в 2:14 мск. вр.) аппарат проекта DART (Double Asteroid Redirection Test) врезался в околоземный астероид Диморф. Скорость соударения составила 6,6 км/сек при массе импактора — около полутонны.

Астероид имеет размер 170 метров и составляет пару с более крупным астероидом (65803) Дидим размером 800 метров. Они вращаются вокруг общего центра масс с периодом, который легко измерить, поэтому пару выбрали для изучения возможностей изменения орбиты потенциально опасных космических тел при помощи такого тарана. Период обращения пары 11,92 часа, и ожидается, что после удара он должен уменьшиться на 10 минут. Про запуск корабля-импактора в ноябре 2021 года можно подробнее прочитать в нашей более ранней статье.

На момент столкновения Дидим находился на расстоянии 0,07 астрономической единицы от Земли (10,6 миллиона километров), его видимая звёздная величина — +14,7m. С такими параметрами в стандартный любительский телескоп его увидеть нельзя. Кроме того, он находился в южном небе в созвездии Печь; его склонение (угловое расстояние до небесного экватора) составляло −34°, поэтому, например, на широте Москвы (55°) он даже в самой высокой точке суточного движения находился почти на горизонте (90°−55−34 = 1° выше горизонта). Но аппарат оснащён навигационной камерой — единственным его научным инструментом, который и обеспечил репортаж с места события. Кроме того, рядом с полигоном для краш-теста летал миниспутник LICIACube, который тоже снимал самое интересное.

Pleiades by LICIACube camera
Плеяды — тестовый снимок камеры спутника LICIACube 22 сентября 2022 г.
Снимок поверхности астероида навигационной камерой аппарата за секунду до соударения.

Цель миссии DART — проверка возможностей одного из множества предлагаемых способов планетарной защиты, который так и называется — кинетический таран. Если таким образом в будущем удастся даже немного изменить траекторию опасного астероида, этого может быть достаточно для предотвращения его столкновения с Землёй — при условии, что о неминуемом столкновении астрономы будут знать задолго, например, за годы до столкновения.

Столкновение с астероидом можно было наблюдать в прямом эфире и можно также посмотреть в записи, например, на странице проекта DART; также отдельно транслировался и доступен в записи репортаж с навигационной камеры аппарата-камикадзе.

Запись трансляции NASA соударения космического аппарата с астероидом.