Учёные неоднократно предполагали, что различные психоэмоциональные факторы способны влиять на процесс старения. Было и небольшое число исследований, показавших, что стресс, одиночество, психическое здоровье в целом могут в значительной мере коррелировать с развитием физиологических показателей старения.
Известно, что, помимо хронологического, т.е. основанного на дате рождения, возраста, можно рассчитать и так называемый биологический возраст — на основании физиологических, функциональных, эпигенетических показателей организма, образа жизни и других факторов. Считается, что чем выше биологический возраст, тем выше и риск различных заболеваний и смерти.
В статье для журнала Aging-US исследователи из стартапа Deep Longevity, Стэнфордского университета (Stanford University) и Китайского университета Гонконга (香港中文大學) сообщают о построении статистической модели «часов старения» на основе данных, собранных у 4846 взрослых в 2015 году в Китае. «Часы» учитывают 16 биомаркеров крови, в том числе уровни холестерина и глюкозы, пол участников, а также показатели кровяного давления, индекс массы тела и показатели функции лёгких.
Посчитав с помощью разработанной модели возраст участников на основе физиологических показателей, исследователи сравнили его с их фактическим хронологическим возрастом.
Команда обнаружила, что участники, имевшие в анамнезе инсульт, заболевания печени и лёгких, оцениваются моделью в среднем старше, чем здоровые взрослые люди, сопоставленные с ними по хронологическому возрасту. Правда, такие заболевания увеличивали предсказанный моделью возраст не более чем на 18 месяцев.
Обнаружила команда исследователей и другие факторы, влияющие на темпы старения — связанные с психикой.
«Мы показали, что психологические факторы, такие как чувство несчастья или одиночества, добавляют до 1,65 года к биологическому возрасту», — пишут авторы.
Они также сообщают, что курящие люди оцениваются моделью на 15 месяцев старше, чем их некурящие сверстники, а брак снижает биологический возраст примерно на семь месяцев.
Правда, исследователи отмечают, что связь между психикой и физическим старением не является однонаправленной: как негативные психоэмоциональные факторы могут ускорять темпы физического старения, так и высокие темпы старения могут стать факторами развития психопатологий.