При помощи CRISPR одомашнить растения можно практически мгновенно

Благодаря генетикам, физалис стал «почти домашним» за считаные месяцы.

Возможно, совсем скоро дикорастущий физалис (Physalis pruinosa) станет растением, представляющим большой интерес для сельского хозяйства. Дело в том, что группа генетиков при помощи технологии CRISPR смогла изменить форму побега, одновременно увеличив количество цветков и размер ягод.

Результаты новой работы показывают, что путь от практически дикого растения до почти одомашненного теперь занимает всего несколько лет. Статья, в которой описывается процесс «одомашнивания» физалиса, вышла в журнале Nature Plants.

«Я глубоко убеждён, что при правильном подходе физалис может стать важной ягодной культурой, — говорит Захари Липпман (Zachary Lippman), ботаник из Лаборатории в Колд-Спринг-Харбор (Cold Spring Harbor Laboratory).

Физалис интересен с агропромышленной точки зрения, прежде всего, благодаря устойчивости к засухам и привлекательному вкусу. По мнению Липпмана, чтобы понять, насколько сложен вкус физалиса, эту ягоду нужно попробовать — в ней есть что-то тропическое, но с кислинкой и, иногда, с нотками ванили.

В дикой природе физалис встречается в Центральной и Южной Америке. Его относят к орфанным растениям, изредка выращиваемым в отдельных районах. Орфанные растения нечасто превращаются в сельскохозяйственные культуры из-за специфических ограничений, например, из-за низкой урожайности или проблем с хранением созревших плодов. Некоторые «сироты», например, киноа, уже появились на полках супермаркетов, в то время как другие мало известны за пределами регионов, где выращиваются исторически.

Генная инженерия часто используется для придания сельскохозяйственным культурам определённых полезных признаков. Так «улучшают», например, кукурузу и сою. Но до сих пор никто не пытался применить эти методы к орфанным растениям.

Чтобы приблизить физалис к магазинным полкам, учёным пришлось справиться с некоторыми недостатками растения: сделать «коробочку» более компактной, ягоду более крупной, а цветки — более многочисленными. В определённой степени, этих целей удалось достичь. Кстати, руководствовались учёные картой генов томата, дальнего родственника физалиса.

Теперь авторы исследования планируют, во-первых, продолжать работу по улучшению уже модифицированных характеристик, а во-вторых, заняться улучшением вкуса и аромата ягод. Когда именно «новый физалис» появится на рынке, неизвестно, поскольку сначала нужно урегулировать вопросы интеллектуальной собственности, связанные с использованием CRISPR.

Однако, по мнению самого Липпмана, проведённая работа ценна не только появлением нового сорта физалиса — исследование продемонстрировали, что «растения-сироты», у которых есть хорошо изученные «родственники», при помощи CRISPR могут быть одомашнены очень быстро.