Находки в янтаре. Слизевики мало изменились за сто миллионов лет

<i>Stemonitis</i> в янтаре.
Stemonitis в янтаре.

Янтарь (в данном случае янтарь из Мьянмы) — своего рода замочная скважина, через которую можно наблюдать жизнь такой, какой она была десятки миллионов лет назад. В маленьких кусочках смолы замечательно сохранились насекомые, земноводные, семена и листья, и даже хвост и перья динозавров. А новые методы исследований позволяют не только рассматривать образцы, но и изучать их на микроуровне.

В журнале Scientific Reports опубликована статья, в которой описаны слизевики, почти не отличающиеся от современных, но жившие во время среднего мела — около ста миллионов лет назад.

Слизевики (миксомицеты) — микроорганизмы, которые большую часть времени живут как одиночные подвижные клетки, скрытые в почве или в гниющей древесине, где питаются бактериями. Однако они могут соединяться вместе, образуя сложные, красивые и нежные плодовые тела, которые служат для образования и распространения спор.

Изучение эволюции слизевиков — непростая задача. Очевидно, что в обычных условиях эти организмы не формируют информативных окаменелостей, и до сих пор было известно всего о двух находках ископаемых миксомицетов — возрастом от 35 до 40 миллионов лет.

Настоящая находка обязана целой череде случайностей. Об этом говорит один из авторов публикации, профессор Йоуко Риккинен (Jouko Rikkinen) из Хельсинкского университета (фин. Helsingin yliopisto, швед. Helsingfors universitet): «Хрупкие плодовые тела, скорее всего, были сорваны с коры дерева ящерицей, и погрузились в липкую древесную смолу вместе с рептилией». Ящерица отделила плодовые тела на относительно ранней стадии развития, когда споры ещё не были выброшены, что позволяет извлечь ценную информацию об эволюционной истории этих удивительных организмов.

Интересно, что описанный организм принадлежит к роду, и сейчас широко распространённому.

«Ископаемое обеспечивает уникальное понимание долговечности экологических адаптаций миксомицетов», — говорит палеонтолог профессор Александр Шмидт (Alexander Schmidt) из Гёттингенского университета (нем. Georg-August-Universität), ведущий автор исследования.

«Мы интерпретируем это как свидетельство устойчивого экологического отбора. Похоже, что слизевики, которые распространяют очень маленькие споры, используя ветер, имели преимущество», — говорит Риккинен.

Способность слизевиков долго (годами) пребывать в стадии покоя, вероятно, также способствует замечательному сходству ископаемого с его ближайшими современными родственниками.