Вокруг дейтинга, как онлайн, так и офлайн, ходит много мифов. Раньше учёным было сложно разобраться, как работает мир романтических знакомств, но теперь у нас есть сайты с кучей данных и анализом поведения. Исследователи из Мичиганского университета решили этим воспользоваться. Они попытались выяснить, есть ли в мире дейтинга своя «иерархия». И если да, то как себя в ней ведут люди — ищут равного или пытаются соблазнить более желанного партнёра? Оказывается, многие метят в тех, кто «покруче». И хотя шансы добиться своего не так уж высоки, они гораздо, гораздо выше нуля. Кроме того, учёные рассчитали, какие факторы влияют на «желанность» женщин и мужчин и узнали, есть ли смысл писать длинные нежные послания.
«Народная мудрость» отмечает, что романтические партнёры бывают похожи друг на друга в плане возраста, образования и физической привлекательности. Этому есть как минимум два возможных объяснения. Первое гласит, что люди предпочитают строить отношения с теми, кто на них похож. Из этого, пишут авторы исследования, вытекает, что мужчины и женщины просто добиваются тех, кто им больше нравятся — общего мнения о том, кто «круче», нет. А может быть, всё наоборот — существует некий консенсус о том, кого считать желанным партнёром. В этом случае люди пытаются соблазнить «лучших из лучших» в меру своих способностей. Правда, это всё равно приводит к тем же результатам, потому что популярные выбирают популярных, вторые по привлекательности — себе подобных и так далее.
Но, несмотря на то, что результат одинаков, из этих гипотез вытекают совершенно разные следствия. Например, если люди согласны в том, кого считать желанным, значит, существует некая «иерархия желанности», а всех нас можно «проранжировать» от более желанных к менее (или наоборот). Именно это и попытались сделать учёные. Как посчитать «желанность»? Для этого авторы воспользовались популярным сайтом знакомств (каким именно, не говорят: подписали договор о неразглашении). Они отобрали сообщения, которые писали друг другу гетеросексуальные мужчины и женщины в четырёх американских городах в течение месяца. Чтобы узнать, кто был самым желанным, учёные подсчитали, сколько раз люди начинали переписку с тем или иным пользователем. Причём популярность зависела не только от того, как часто писали мужчине или женщине, но и от того, кто были эти написавшие. Если вам пишут желанные партнёры, значит и сами вы популярны. И чем больше таких же «альф» к вам обращается, тем выше ваш «рейтинг».
Составив «хит-парад» романтических партнёров, учёные определили, какие атрибуты делают людей более и менее желанными. Например, у женщин, начиная с 18 и до 60, желанность предсказуемо падала, а у мужчин достигала пика в 50 лет и только затем начинала снижаться. Но были и странные открытия: если мужчин образование делает только желаннее, и чем его больше, тем лучше, то женщин, окончивших ВУЗ, считают менее привлекательными, а наиболее популярны студентки. И это с поправкой на возраст, так что дело не в том (или не только в том), что студентки моложе.
Наконец учёные обратились к главному вопросу. Как люди выбирают партнёра — ищут похожих на себя или тянутся к далёкому идеалу? Оказалось, что большинство мужчин и женщин пишут тем, кто на 25% популярнее, чем они сами. А вот партнёры, которые в «рейтинге» стоят на несколько ступенек ниже, почти никому не интересны. Более желанные пользователи откликаются реже, чем менее желанные, но у женщин есть преимущество: им отвечают чаще. А вот для мужчин, которые пишут популярным дамам, вероятность ответа никогда не превышает 21%. Это довольно скромная цифра, но всё-таки отличная от нуля. «Думаю, пользователи сайтов знакомств часто жалуются на то, что не получают ответа, — говорит Элизабет Брух (Elizabeth Bruch), одна из авторов исследования. — Это может очень угнетать. Но даже несмотря на то, что вероятность низкая, 21% людей всё-таки получают сообщения от „более крутых“ партнёров, так что настойчивость окупается».
Как добиваются внимания? Поскольку получить ответ от популярных юзеров сложно, было бы логично застраховать себя от неудачи. Например, разослать сообщения большому числу желанных женщин. Чем больше сообщений — тем больше шансов на успех, верно? Но результаты показали, что на практике люди не применяют эту стратегию. Когда речь идёт о желанных партнёрах, они «выбирают качество, а не количество» и рассылают меньше сообщений. И наоборот: чаще всего пишут те, кто обращается к непопулярным юзерам. Но это не значит, что люди вообще не прикладывают усилий. Чем желаннее потенциальный партнёр, тем лучше они продумывают сообщения и тем длиннее становятся послания. Особенно выражено это у женщин, хотя бывают исключения. Например, в Сиэтле, где в некоторых возрастных группах на одну женщину приходится двое мужчин, кавалеры были словоохотливее, чем в других городах.
Интересно, что дамы, пытаясь добиться внимания от желанного партнёра, использовали больше позитивно окрашенных слов, а мужчины — наоборот. Результаты показали, что мужчины скупятся на приятные слова неспроста: тем, кто их использует, отвечают несколько реже. Стоит ли вообще тратить время на длинные послания? Оказалось, что эта тактика работает только у женщин. Мужчинам (за исключением жителей Сиэтла) она не помогает. Исследователи заключают, что «при прочих равных, усилия на создание более длинных и позитивно окрашенных сообщений могут быть потрачены впустую».