Китайские учёные автоматизировали процесс клонирования свиней

Полностью автоматизированное роботизированное клонирование может сделать свинину более доступной для широких масс. / Фото — <a href="https://www.pexels.com/ru-ru/@mabelamber/" rel="noopener" target="_blank">Mabel Amber</a>.
Полностью автоматизированное роботизированное клонирование может сделать свинину более доступной для широких масс. / Фото — Mabel Amber.

В Китае, сообщает Futurism.com со ссылкой на South China Morning Post, разработан и отлажен полностью автоматизированный — без участия человека — процесс клонирования свиней. Причём автоматическая система под управлением модели искусственного интеллекта допускает при клонировании существенно меньше ошибок, чем учёные-люди.

Созданная исследователями из Колледжа искусственного интеллекта Нанькайского университета (南开大学), эта технология, по словам учёных, уже способствовала рождению семи клонированных поросят — с помощью суррогатной свиноматки и без какого-либо участия человека. Это потенциально может привести к коммерциализации клонирования.

Клонирование чаще всего осуществляется путём переноса ядра соматической клетки в яйцеклетку, собственное ядро которой предварительно удалено. Это чрезвычайно деликатный и трудоёмкий процесс. Клетки легко повреждаются, и как человеческая ошибка, так и общая утомительность данной практики были серьёзными препятствиями на пути коммерциализации. Теперь, возможно, всё изменится.

Один из создателей автоматизированного процесса, Пань Дэнкэ (Pan Dengke), пожаловался журналистам, что сидя многие часы в течение долгих лет сгорбившись над микроскопом с клетками на приборном стекле, он заработал проблемы со спиной. Автоматизация клонирования, по его словам, могла бы избавить многих учёных от подобных проблем.

«Наша система на базе искусственного интеллекта может рассчитать напряжение внутри клетки и направить робота таким образом, чтобы для завершения процесса клонирования использовалось наименьшее необходимое усилие. Это уменьшает повреждение клеток в сравнении с тем, что делается человеческими руками», — сказал газете South China Morning Post его коллега Лю Яовэй (Liu Yaowei).

Продовольственная безопасность по всем направлениям занимает важное место в повестке дня КНР, и свинина — очень важный её элемент: это самый востребованный тип мяса в стране. А свиноводческая отрасль всё ещё восстанавливается после вспышки африканской чумы свиней в 2018—2019 годах, которая очень сильно отрицательно повлияла на племенное поголовье. Эффективная же полностью автоматизированная практика клонирования приведёт, как надеется Лю, к росту высококачественного поголовья свиней и к большей доступности свинины для широких масс.