Физикам-рентгенологам удалось восстановить древнейший текст Галена

Отсканированная и оцифрованная страница палимпсеста Галена.

Современные технологии помогают нам лучше разобраться в происхождении медицины и узнать, как новая наука развивалась и распространялась по древнему миру.

Междисциплинарная команда учёных из подразделения Стэнфордского университета (Stanford University), занимающегося изучением синхротронного излучения, использовала мощные рентгеновские излучатели, чтобы просканировать и проанализировать древний текст.

Этот документ известен как палимпсест Галена. На поверхности кожаного пергамента палимпсеста можно обнаружить тексты псалмов, исполняемых в течение недели. Они были нанесены в XI в. поверх стёртого медицинского текста VI в.

Во времена, когда раздобыть бумагу было непросто, писцы часто стирали оригинальные тексты и писали на освободившейся поверхности. Эта средневековая форма вторичного использования ресурсов получила название палимпсест.

«Под текстом [псалмов] находится крайне слабый и затёртый текст, увидеть который можно только при помощи рентгеновских лучей», — поясняет физик Уве Бергманн (Uwe Bergmann).

Для нового проекта команда учёных улучшила технику, разработанную 12 лет назад. Так как при написании манускриптов использовались разные чернила, они по-разному реагируют на рентгеновское излучение. Эти различия и позволили исследователям отличить текст, написанный в VI в., от позднейших наслоений.

«Этот очень точный излучатель создаёт двумерное изображение, подобное карте с флуоресцентными отметками того, что содержится на каждой странице, — продолжает Бергманн. — Даже если чернила были стёрты, остались следы присутствовавшего в них металла — и мы можем их отследить».

Технология, известная как рентгеновское флюоресцентное изображение, существует уже более 10 лет. Но теперь она значительно улучшена. По словам Бергманна, ранее команда была способна записать всего около 10 мегабайт данных, теперь же — до 6 гигабайт. Превращение в файлы каждой из 26 страниц манускрипта занимает около 10 часов.

Исходный текст манускрипта записан на древнесирийском языке. Исследователи полагают, что он содержит древнейшую из известных копию трактата «О микстурах и пользе простых лекарств», сочинённого греко-римским писателем, философом и врачом Галеном Пергамским. Считается, что именно этот учёный первым начал изучать строение человеческого организма при помощи вскрытия. Теории авторства Галена господствовали в европейской медицине на протяжении 1500 лет — он даже открыл, что артерии несут кровь, а моча образуется в почках.

Палимпсест Галена впервые был обнаружен в Германии в начале XX века. По мнению исследователей, он был переписан в монастыре св. Екатерины в Египте. Почти столетие спустя части манускрипта обнаружили в частном музее редких научных материалов в Балтиморе, но собрать все страницы воедино удалось только в 2013 году. Теперь, спустя почти 2 тысячелетия, текст Галена снова доступен для изучения — пусть и как памятник истории медицины, а не как клиническое руководство.