Снег и лёд Антарктиды хранят историю глобального загрязнения атмосферы

Снежные керны рассказывают о состоянии атмосферы в глобальном масштабе.

Исследование снежных кернов из Антарктиды показывают, что в последние десятилетия даже в отдалённых районах заметно увеличилось количество токсичных «вечных химикатов».

Известные как «вечные химикаты», перфторокарбоновые кислоты (PFCA) используются повсеместно — в частности, для изготовления антипригарных покрытий, водоотталкивающих средств для одежды и противопожарных пен. Одно из этих химических веществ, перфтороктановая кислота (PFOA), аккумулируется в пищевых продуктах и токсична для человека (нарушает работу иммунной системы и может вызывать бесплодие).

Результаты исследования опубликованы в статье в журнале Environmental Science & Technology.

Специалисты, представляющие Ланкастерский университет, совместно с исследователями из Британской антарктической службы и Института химии прибрежной среды (Германия) собрали образцы фирна (слежавшегося многолетнего снега) на удалённом высокогорном ледяном плато Земли Королевы Мод.

Керны такого снега — своего рода запись состояния атмосферы в период между 1957 и 2017 годами — свидетельствуют о том, что уровни упомянутых химических загрязнителей в снежном покрове Антарктиды заметно увеличились в последние несколько десятилетий.

Самым распространённым загрязняющим химическим веществом оказалась перфторбутановая кислота (PFBA). Концентрация этого соединения в снежных кернах значительно растёт примерно с 2000 года.

Профессор Криспин Халсолл (Crispin Halsall) из Ланкастерского университета, возглавлявший исследование, считает, что этот рост может быть частично объяснён переходом мировых производителей химикатов с производства длинноцепочечных PFOA на короткоцепочечные PFBA. Это произошло около 20 лет назад.

Доктор Джек Гарнетт (Jack Garnett), который проводил химический анализ образцов снега, добавил:

«Значительное увеличение уровней содержания PFBA, наблюдаемое в керне, особенно за последнее десятилетие, предполагает, что существует дополнительный глобальный источник этого химического вещества, помимо производства полимеров. Мы знаем, что некоторые химические вещества, заменившие старые озоноразрушающие химикаты (такие как хлорфторуглероды и гидрохлорфторуглероды), а именно гидрофторэфиры, производятся во всём мире в больших количествах в качестве хладагентов, но могут разлагаться в атмосфере с образованием PFBA.

Монреальский протокол, безусловно, обеспечил огромные преимущества и защиту озона, климата и всех нас. Однако степень воздействия на окружающую среду и токсичность некоторых из этих заменяющих химикатов всё ещё неизвестна».

Содержание PFOA в снеге растёт с середины 1980-х годов, и нет никаких признаков снижения загрязнения в последние годы, несмотря на отказ мировой промышленности от использования этого химиката. Это указывает либо на то, что производство PFOA продолжается, либо на то, что высоким в глобальном масштабе остаётся содержание летучих предшественников этого химического вещества в атмосфере.

Вероятно, найденные в снеге яды попадают в Антарктиду в том числе в результате выброса летучих химических веществ-предшественников в атмосферу на промышленных производственных площадках. Эти предшественники содержатся в атмосфере, пока в конечном итоге не разлагаются в присутствии солнечного света с образованием более стойких PFCA. Снегопады на протяжении многих лет осаждали эти химические вещества из атмосферы, что привело к историческому рекорду глобального загрязнения.

Доктор Анна Джонс (Anna Jones), директор по науке Британской Антарктической службы, сказала:

«Эти результаты — отрезвляющее напоминание о том, что наша промышленная деятельность имеет глобальные последствия. Антарктида, столь удалённая от промышленных процессов, хранит следы человеческой деятельности, возникающие из-за выбросов за тысячи миль. Снег и лёд Антарктиды являются важными архивами нашего воздействия на планету».

Доктор Маркус Фрей (Markus Frey), сотрудник Британской антарктической службы и один из авторов статьи, добавил:

«Это ещё один пример того, что, несмотря на крайнюю удалённость, антропогенное загрязнение достигает Антарктического континента, а затем сохраняется в виде снега и льда, что позволяет нам установить историю глобального загрязнения атмосферы и его последствий».