Британское правительство запретит новые автомобили на бензине и дизельном топливе — об этом сообщают BBC и The Guardian. 26 июля 2017 года британское правительство представит новую стратегию по борьбе с загрязнением воздуха. Ожидается, что одним из требований этого плана станет запрет на производство и закупку транспортных средств, которые не соответствуют критериям «нулевых выбросов». Однако удастся ли властям внедрить новый план, пока неизвестно — проекты стратегии уже не раз оспаривала природоохранная организация ClientEarth.
Загрязнение воздуха — серьёзная проблема для жителей Великобритании. Исследования показывают, что оно ежегодно становится причиной 40 000 преждевременных детских смертей. Тем не менее, британское правительство довольно долго не спешило принимать меры. Когда в 2009 году Европейская комиссия обратила внимание властей на то, что уровень взвешенных частиц в атмосфере не падает, а растёт, те попросили ещё немного времени на то, чтобы определиться с планом действий. Тогда «зелёная» организация ClientEarth начала активную кампанию, требуя принять меры немедленно, а в 2011 она подала на правительство в суд — по мнению, активистов, власти не смогли защитить здоровье граждан. В итоге им удалось добиться своего — суд постановил, что власти обязаны принять стратегию по улучшению качества воздуха в 2015 году. Но когда документ вышел, ClientEarth снова была недовольна — оказалось, что меры неэффективны, а стратегия бесполезна.
Сейчас, несколько судов спустя, британские власти должны представить новый, окончательный вариант плана — согласно решению суда, документ должен быть опубликован до 31 июля, но по сообщениям британской прессы, это произойдёт уже 26 июля. Стратегия касается определённого вида загрязнений — автомобильных выхлопов, выбросов диоксида азота. Известно, что она предусматривает создание «зон чистого воздуха» в нескольких областях Великобритании, где проблема загрязнения стоит особенно остро. Основную ответственность за создание таких зон несут местные власти — они имеют право выбирать необходимые меры воздействия, в частности, переоборудование общественного транспорта, изменение работы светофоров и т. д.
Журналистам издания The Guardian удалось ознакомиться с обсуждением окончательного варианта документа. Они сообщают, что стратегия так же предусматривает запрет на «все новые автомобили на бензине и дизельном топливе» к 2040 году. Ранее аналогичный план представила Франция — о нём рассказал министр экологии Николя Юло (фр. Nicolas Hulot). Что именно правительство Великобритании собирается делать со старыми транспортными средствами (в их число войдут и гибриды) пока не до конца ясно — придётся дождаться выхода финальной версии стратегии. Однако в предыдущем черновом варианте от мая этого года говорилось, что местным властям дадут право взимать пошлины с владельцев автомобилей, если они находятся на территории «чистых» зон. Впрочем, этот шаг описывается как крайняя мера, необходимая лишь в том случае, если все остальные варианты не сработали.
Само правительство, по данным The Guardian, планирует потратиться на переоборудование транспорта, вложить деньги в проект по созданию электромобилей-такси и всячески содействовать распространению автомобилей с «нулевыми выбросами». Удастся ли правительству Великобритании воплотить стратегию на этот раз, мы скоро узнаем. Активисты из ClientEarth отнеслись к изменениям благосклонно, но отметили, что ждут подробностей. Им уже удалось заставить власти несколько раз пересмотреть свои планы, и вполне вероятно, что они смогут провернуть этот трюк ещё раз. Тем более что у новых мер нашлись и противники — некоторые утверждают, что громкими заявлениями о будущем правительство пытается отвлечь граждан от насущных проблем. «Боюсь, что новый запрет на бензиновые/дизельные автомобили через 23 года — просто попытка скрыть то, как мало власть делает решения проблемы 40 000 смертей сейчас», — написал в Твиттере бывший министр по делам энергетики Эд Милибэнд (Ed Miliband).