По оценкам WWF нынешняя численность популяции западной равнинной гориллы — 100 000 особей, западной речной гориллы — 250—300 особей, восточной равнинной гориллы — 17 000 особей и горной гориллы — 880 особей. Восточные гориллы, включая горных, обитают в Бурунди, Руанде, Уганде и на востоке Демократической Республики Конго, западные — в Экваториальной Гвинее, Габоне, в Конго, возможно — на западе Демократической Республики Конго. Ограниченная сепарированная популяция есть также на границе Нигерии и Камеруна. Горная и речная гориллы давно причислены к исчезающим видам (подвидам, в данном случае). А вот с равнинными популяциями, на первый взгляд, всё не так плохо. Во всяком случае — с западной равнинной гориллой. Исследования показывают, что её популяция в конце 90-х — начале 2000-х даже увеличилась.
Однако согласно совместному отчёту UNEP и Интерпола, опубликованному в 2010-м году, дикой популяции горилл осталось недолго. По словам специалистов, предыдущие прогнозы UNEP, согласно которым в середине 2020-х годов в бассейне реки Конго останется хотя бы 10% популяции начала XXI века, сегодня выглядят слишком оптимистичными.
Лимитирующие факторы для горилл отчасти те же, что и для орангутанов Борнео и Суматры, т.е. вырубка лесов, наступление сельского хозяйства и автомобильных дорог на исконные места обитания, однако основными факторами являются нестабильность в регионе, постоянная гражданская война и наличие большого числа никому не подконтрольных вооружённых формирований, которые охотятся на горилл ради мяса (для пропитания и на продажу), а также убивают их ради развлечения или из страха.
Попытки международных организаций и правительств сохранять горилл в национальных парках дают весьма сомнительные результаты. Так субпопуляция горилл в национальном парке Вирунга с 1989 по 2003 год увеличилась на 60 особей (с 320-ти до 380-ти). Однако этот прирост был ограничен только одной группой горилл, которая находится в наиболее защищённой и экологически богатой области. За это же время там было убито 190 лесных рейнджеров, пытавшихся препятствовать местным жителям охотиться на горилл и пасти на заповедной территории скот. Субпопуляция в парке «Непроходимый лес Бвинди» выросла на 20 особей с 1997 по 2003 год и стремительно сократилась на то же число за всего лишь последующие три года.
Эпидемии лихорадки Эбола и геморрагической лихорадки также сказались на численности горилл, которые болеют многими человеческими заболеваниями и заражаются ими от людей и домашнего скота.