От пестицидов у шмелей вырабатывается зависимость сродни никотиновой

Пестициды необходимы для уничтожения насекомых-вредителей, но использование этих ядов наносит вред пчёлам, также контактирующим с обработанными растениями.

Шмели не только «распробовали» нектар с пестицидами, но и «полюбили» его — у насекомых выработалась тяга, аналогичная никотиновой зависимости у людей. Более того, новое исследование показало, что, чем больше химикатов шмели потребляют, тем сильнее становится эта зависимость.

В рамках эксперимента группа учёных предложила шмелям на выбор два сиропа, один из которых помимо сахара содержал неоникотиноидные пестициды. Оказалось, что с течением времени интерес насекомых к сиропу с пестицидами только растёт.

Доктор Ричард Гилл (Richard Gill) из Имперского колледжа Лондона (Imperial College London) поясняет: «При наличии выбора, дикие пчёлы обычно пытаются избегать пищи с неоникотиноидами. Но по мере того, как у отдельных насекомых накапливается опыт её потребления, появляются и соответствующие предпочтения.

Интересно, что в нервной системе насекомых неоникотиноиды взаимодействуют с рецепторами, аналогичными рецепторам никотина у млекопитающих».

Шмели́ (лат. Bombus) — род перепончатокрылых насекомых из семейства настоящих пчёл (Apidae), во многих отношениях близкий медоносным пчёлам.

По химическому строению неоникотиноидные пестициды сходны с никотином. В 2013 г. Европейский союз ограничил использование трёх распространённых неоникотиноидов, поскольку было доказано, что эти пестициды вредят пчёлам. Позже меры в отношении неоникотиноидов стали ещё строже: теперь ими можно обрабатывать только растения, находящиеся в теплицах.

В ходе нового исследования учёные наблюдали за жизнью 10 шмелиных колоний на протяжении 10 дней. У каждой из колоний было собственное пространство для сбора нектара — именно там исследователи и установили кормушки с сахарным сиропом.

Ведущий научный сотрудник доктор Андрес Арсе (Andres Arce), также работающий в Имперском колледже Лондона, рассказывает: «Во многих исследованиях пчёлы получали исключительно корм с пестицидами, но в реальной жизни дикие пчёлы сами решают, где кормиться. Мы решили выяснить, могут ли насекомые определить наличие пестицида и научиться его избегать. Для этого мы предложили им корм без пестицидов.

Хотя сначала нам показалось, что шмели игнорируют пищу, содержащую неоникотиноиды, позже мы установили, что со временем насекомые начинают всё чаще прилетать к кормушкам с пестицидами».

Точный механизм возникновения необычных «предпочтений» у шмелей пока неизвестен. Авторы новой работы надеются, что она — наряду с другими исследованиями — поможет разработать безопасную стратегию применения неоникотиноидов, которая заменит существующие запреты.