На Земле раньше жили черепахи без панциря

Реконструкция внешнего вида вымершей «голой» черепахи.

Когда речь заходит о животных, имеющих характерные признаки, черепахи обычно вспоминаются одними из первых. У оленей есть рога, у кенгуру — сумки, у людей — экзистенциальный страх, а у черепах, разумеется, панцирь. Оказывается, нет. Недавно учёные обнаружили в Китае окаменелости, указывающие на то, что некоторые черепахи неплохо обходились без панциря.

В новой статье (она опубликована в журнале Nature) учёные описывают открытие вымершего вида черепахи, Eorhynchochelys sinensis. Черепахи эти жили около 228 млн лет назад и отличались довольно крупными размерами, около 2 метров в длину. Тело у них было сплющенным, а на морде находился жёсткий «клюв». Словом, E. sinensis были похожи на современных черепах во многом. Но вот панциря у них не было.

Исследователи полагают, что вымершие черепахи много времени проводили в воде, по-видимому, добывая пищу из ила. Немного странно, что этот вид не обзавёлся панцирями, ведь крупное, плоское и мягкое тело огромных черепах явно выиграло бы от дополнительной защиты.

Черепахи других древних — и ныне вымерших — видов обладали панцирями, но их челюсти не принимали характерную «клювовидную» форму. У E. sinensis «клюв» был, но панциря не было. А у современных черепах есть и то, и другое. По-видимому, процесс эволюции видов на самом деле куда сложнее, чем мы представляем.

«Эта удивительно крупная окаменелость — крайне интересное открытие, давшее нам очередной кусочек для решения головоломки под названием „эволюция черепах“, — поясняет ведущий автор работы Ник Фрейзер (Nick Fraser). — Он показывает, что эволюция древних черепах не была прямолинейным процессом постепенного накопления уникальных качеств. Скорее, можно говорить о куда более сложных сериях событий, которые мы только начинаем изучать».

Фоссилии беспанцирной черепахи Eorhynchochelys sinensis, найденные недавно в Китае.
Читайте также — История панциря черепахи.