«Девочка восхода» и заселение Америки

C: индивиды USR1 и USR2 вместе с погребальным инвентарём. D: расчищенные человеческие останки в погребении. Фото из статьи 2014 г.

Необычное погребение обнаружили археологи на Аляске, на берегу реки Танана. Сначала в 2010 году здесь, на древней стоянке, прямо в очаге нашли кремированные останки 3-летнего ребёнка. (Участок реки, возле которого производились раскопки, на местном атабаском наречии называется Xaasaa Na. На английский это перевели как Upward Sun River, «река Восходящего Солнца». Найденного кремированного ребёнка назвали — на языке местных жителей из племени Озера Хили — Xaasaa Cheege Ts’eniin — Upward Sun River Mouth Child, ребёнок устья реки Восходящего Солнца). Бедный малыш погиб около 11,5 тыс. лет назад — такие даты дал радиоуглеродный анализ. Раскопки продолжились, и в 2013 году в засыпанной яме под очагом обнаружили парное погребение младенцев (скелетам присвоили номера USR1 и USR2). В могилу вместе с человеческими останками древние положили погребальный инвентарь, в том числе дротики с древками из резного оленьего рога. Скелет USR1 — или, как прозвали его местные жители, «Девочка восхода» — вероятно, действительно девочка, которая, судя по развитию скелета и зубов, прожила не более 12 недель. Второй индивид («Девочка сумерек») оказался вообще недоношенным плодом позднего срока (> 30 недель). Оба погребения и кремация, судя по датировкам, относились к примерно одному и тому же времени. Археологи ломали голову, что бы мог значить столь нетипичный погребальный обряд. А останки из USR крайне заинтересовали палеогенетиков. Ведь, исходя из времени и места находки, эти люди могли быть родственниками первым мигрантам в Новый свет, а значит, их геномы многое рассказали бы учёным.

Таким, возможно, было поселение у реки Восходящего Солнца. Иллюстрация: ERIC S. CARLSON IN COLLABORATION WITH BEN A. POTTER. Источник: https://www.the-scientist.com/?articles.view/articleNo/51247/.

Считается общепринятым, что в Америку люди пришли через Берингию — территорию, некогда связывавшую Азию и Аляску (сейчас Азия и Америка, как вы знаете, разделены Беринговым проливом, но в ледниковый период уровень океана был ниже). На Аляске первые поселенцы появились уже около 15 тыс. лет назад, то есть Берингию должны были заселить ещё раньше. В течение последнего ледникового максимума Берингия была изолирована от остальной части Америки и Азии ледниками и бесплодными степями. Возможно, люди находились здесь в изоляции в течение нескольких тысяч лет, прежде чем смогли мигрировать в Америку. У этой гипотезы «стояния в Берингии» есть некоторые косвенные археологические подтверждения (см. например http://antropogenez.ru/single-news/article/652/). А сколько всего было миграций в Новый свет? К какой волне мигрантов относятся нынешние эскимосы? Когда разделились популяции Северной и Южной Америк? Эти вопросы ещё ждут своего разрешения. Кроме того, недавние генетические исследования указали на неожиданное сходство между некоторыми популяциями Южной Америки и Австралазии — не свидетельство ли это каких-то неизвестных нам миграций?

Пролить свет на историю заселения Нового света помогает геном древнего жителя Аляски, об исследовании которого повествует новая статья в Nature. К счастью, сохранность ДНК в останках оказалась приличной. В 2015 году из USR1 и USR2 удалось выделить мтДНК (гаплогруппы C1 и B2 — обычные у современных коренных американцев, причём более типичные для аборигенов Южной Америки). Затем учёные получили ядерный геном первого индивида, отличного качества! В костях USR2 ядерная ДНК сохранилась хуже. Тем не менее, удалось установить, что младенцы из парного погребения — близкие родственники. Кроме того, подтвердилось определение пола, сделанное ранее антропологами: оба скелета принадлежали девочкам.

Чтобы выяснить родословную «Девочки восхода», её ДНК сравнили с рядом древних геномов, а также с данными о 167 современных популяциях со всего света.

Раскопки в USR
Раскопки в USR. Источник: https://www.the-scientist.com/?articles.view/articleNo/51247/.

К каким же выводам пришли учёные?

Прежде всего, оказалось, что USR1 существенно ближе к современным коренным американцам, чем к любым другим народам. После индейцев, в наиболее тесном родстве с USR1 находятся жители Сибири и востока Азии.

Во-вторых, индивид из «места у реки Восходящего Солнца» не показывает особой близости к какой-либо конкретной группе коренных американцев. USR1 равноудалён от жителей Северной и Южной Америк. Он принадлежит к некой до сих пор неизвестной популяции аборигенов Америки, которую авторы окрестили «древними берингийцами».

Сравнив «Девочку восхода» с древним сибиряком из Мальты (24 тыс. лет), генетики пришли к выводу, что USR1 и современные индейцы происходят от общей предковой популяции, родственной и человеку из Мальты, и жителям восточной Азии. Именно эта популяция, по мнению авторов исследования, дала начало всем аборигенам Нового Света. А группа, к которой принадлежал индивид USR1, находилась ближе всех к этой базальной популяции.

Учитывая результаты недавних исследований, генетики проанализировали геном древнего берингийца на предмет «австралазийского следа» — но особого родства USR1 с папуасами, по сравнению с другими коренными американцами, не нашли.

Заодно учёные решили разобраться с происхождением родственных индейцам групп, у которых раньше был выявлен заметный азиатский компонент — атабасков и инуитов Гренландии. Анализ показал, что азиатская примесь досталась атабаскам от группы, близкой современным корякам, а гренландские инуиты получили часть ДНК от популяции, родственной древнему гренландцу из местонахождения Саккак (4 тыс. лет). При этом и атабаски, и инуиты явно произошли от общей ветви с североамериканскими коренными народами.

В целом, ситуация вырисовалась такая. Древняя популяция, в которую входили предки USR1, коренных американцев и жителей Сибири, примерно 36 тыс. лет назад отделилась от восточных азиатов. С 36 до 25 тыс. лет назад эта группа была очень слабо структурирована и продолжала обмениваться генами с жителями восточной Азии. Примерно 24,5 тыс. лет назад предки USR1 и аборигенов Америки начали отделяться от сибиряков. Около 21 тыс. лет назад популяция древних берингийцев «оторвалась» от предков северных и южных американцев, хотя в дальнейшем между этими группами существовал поток генов. Наконец, примерно 15 тыс. лет назад разошлись пути аборигенов Северной и Южной Америк.

Модель формирования различных популяций коренных американцев, с учётом данных USR1.

Такая картина хорошо сочетается с данными археологов и палеоклиматологов. 24 тыс. лет назад археологи фиксируют сокращение населения Сибири — как раз в этот момент резко ухудшился климат. Видимо, тогда и прекратились связи между восточными азиатами и предками коренных американцев. Это, а также разделение популяции USR1 и предков американцев 21 тыс. лет назад — не довод ли в пользу гипотезы «стояния в Берингии»?

Авторы рассматривают 5 возможных сценариев, связанных с тем, где территориально происходило разделение групп, и останавливаются на том, что предки североамериканских и южноамериканских аборигенов должны были разойтись уже в Америке, к югу от Берингии. Нынешние аборигены крайнего севера Северной Америки — включая атабасков — вероятно, результат более поздней обратной миграции коренных американцев на север. В процессе этого переселения, произошедшего менее 11,5 тыс. лет назад, гости с юга вытеснили коренное «берингийское» население.

Демографическая история USR1, восточных азиатов (хан), сибиряков (коряки) и коренных американцев (Южная Америка — каритиана, Северная Америка — атабаски). Стрелки показывают потоки генов.

Итак, заключают авторы статьи, впервые у учёных в руках прямое доказательство того, что все коренные американцы — потомки единственной волны мигрантов, перекатившейся в Америку через Берингию в конце плейстоцена.

Впрочем, сами учёные понимают, что делать выводы на основании анализа всего лишь одного генома нужно с оглядкой. Бескрайние просторы Аляски — непаханое поле для археологов, а сухой и холодный климат позволяет надеяться, что скоро в руки палеогенетиков попадёт ещё много древней ДНК.